А.А.
Лебедев, И.П. Мазурук
"Над
Арктикой и Антарктикой"
"Мысль",
М, 1991
Берег,
который не кончается.
Полученная
радиограмма была краткой, но не
совсем ясной: “Дудинка, Лебедеву.
Следуйте Хатангу, где возьмете
попутный груз геологической партии
бухту Ожидания. Далее выполняйте
задание начальника партии поиску
пропавших. Командир Игарской
авиагруппы Погорелый”.
Летим в Хатангу, по дороге
обсуждаем задачу. Бухта Ожидания
расположена на северном берегу
озера Таймыр, вдоль которого
тянется горный хребет Беринга
высотой более тысячи ста метров. Мы
не раз доставляли грузы в эту
геологическую партию, многих знали
в лицо. Кто же пропал? Где искать?
Загрузившись в Хатанге
взрывчаткой, вылетели на озеро.
Оказывается, еще месяц назад четыре
человека выехали на тракторном
поезде в Усть-Таймыру. Поездом на
Севере называют трактор с
прицепленным балком — домиком на
полозьях. Маршрут у них был
элементарный: по реке Нижняя
Таймыра. Заблудиться невозможно! Но
теперь прошли все сроки. Продукты,
по расчету, должны уже кончиться, а
в Усть-Таймыру поезд до сих пор не
прибыл.
Могло, наверное, кончиться горючее,
хотя брали его с большим запасом.
Могли провалиться под лед, но об
этом не хочется думать, да и лед в
это время года, в марте, очень
крепкий.
Ясно одно — людей, во что бы то ни
стало нужно найти как можно скорее.
Разгрузившись, взлетели.
Пересекаем озеро по направлению к
“воротам” в горном хребте, где
начинается Нижняя Таймыра. Но
видимость сразу после взлета стала
резко ухудшаться — туман.
Приходится пробивать облака, чтобы
избежать неожиданной встречи с
берегом. На высоте триста пятьдесят
метров ярко светит весеннее солнце,
а внизу сплошное белое покрывало.
Решили пройти над облаками в
надежде найти “окна”, но их нет и
нет.
Усть-Таймыра на вызовы нашего
радиста не отвечала. Вероятно,
“гухор”. А Хатанга ответила: у них
погода хорошая, в Усть-Таймыре
туман.
Приходится возвращаться в Хатангу.
Каково тем, кто ждет нашей
помощи,—может, они и слышали звук
моторов нашего самолета? Но ничего
не поделаешь — стихия! Нужно ждать
погоду, ждать...
Просидели мы в Хатанге двое суток.
Томительное было ожидание. Наконец,
погода и районе озера и в районе
Усть-Таймыры пошла на улучшение.
Вылетаем к геологам в бухту
Ожидания; видимость — более десяти
километров От лагеря геологов
начинаем поиск Летим на высоте
двести метров, подходим к
“воротам” Вид у них весьма
величественный- берега ущелья
расходятся на запад и восток,
поднимаясь на пару сотен метров
Верхняя их часть сейчас скрыта в
облаках. А внизу заснеженная долина
Ннжней Таймыры шириной около
восьми километров.
Мы тщательно осматривали все
темные пятна, попадающиеся на пути,
и особенно следили за левым
берегом, которого должен был
держаться трактор К сожалению, след
гусениц часто терялся, приходилось
летать галсами от берега к берегу,
осматривая всю площадь.
Перед озером Энгельгардт след
трактора резко повернул на запад, к
устью реки Угольной, но потом вновь
вошел в Нижнюю Таймыру Мы летели на
вы-соте не больше ста метров,
повторяя все изгибы реки. Берега
хорошо просматривались, но пока —
ни трактира, ни людей.
От напряжения, от белизны снега уже
болели глаза, несмотря на
светофильтры. Слева подошла долина
реки Шренка, теперь опять курс
точно на север Плохи дела: остается
всего полсотни километров до
Усть-Таймыры, а ни людей, ни
трактора по-прежнему не видно.
Отсюда в случае нужды можно было бы
и пешком дойти...
Справа по курсу нашего полета —
большой остров длиной несколько
километров Я потерял на какое-то
время тракторный след. но второй
пилот Коля Вахонин начеку
— Вижу следы у берега острова
Беру управление и придерживаюсь
следов. Остров кончается, а следы
поворачивают направо, вдоль берега.
Разворачиваюсь и за поворотом вижу
трактор с прицепленным к нему
балком. Сомнений нет - это они. Но
людей не видно. Может быть, ушли? Или
еще хуже — замерзли? Разные мысли
лезут в голову, пока мы обходим
остров но периметру. Нет, никого не
видно. Наконец снова выходим к
трактору и, к нашей радости, видим: у
балка стоят двое, яростно
размахивают руками. Тут же
появляется и третий Садимся, не
раздумывая, если лед выдерживает
тяжесть трактора, то выдержит и
самолет. Подруливаем к поезду. Я
выхожу последним и сразу попадаю в
объятия. Прихрамывая, опираясь на
палку, подходит и четвертый. Все в
сборе, все целы.
— Николаи! Приглашай в самолет к
столу, там и поговорим!
— Аппетит не пропал?—обращаюсь уже
к пострадавшим.
— Не то слово, командир,—говорит
один из них.— Из продуктов осталось
только немного пшена Сегодня
первый день хорошая погода, мы уже
собирались идти пешком в
Усть-Таймыру. Но вы подоспели
вовремя. Спасибо.
— Все шло хорошо,—рассказывал в
самолете старший группы. —
Оставалось, по нашим расчетам,
около полусотни километров до
точки. И тут задуло, как всегда, с
сильным снегопадом. Берег потеряли,
потом вновь “зацепились”.
Обрадовались. Не знали, что это
берег острова и... кружили вокруг
него почти сутки. Думали, что уже
подходим к Усть-Таймыре, когда
заметили следы трактора, которых
здесь не должно было быть. Только
тут и поняли, что это наши следы, что
мы крутимся на одном месте, катаясь
вокруг острова. Топливо к этому
времени подошло уже к концу, неделю
сидим без тепла, без продуктов.
Выручали только спальные мешки...
В Усть-Таймыре наши пассажиры
отдохну, и. отмылись, отогрелись.
Начальник зимовки дал лучшего
своего водителя в помощь
трактористу геологов. Мы погрузили
в самолет пару бочек солярки,
продукты и через пятнадцать минут
вновь приземлились около поезда.
Теперь наша помощь была уже не
нужна: попрощавшись, полетели в
Хатангу. А по дороге я поведал
экипажу рассказ дяди
Максима—старого
охотника-промысловика Гаврюшина.
В тридцатых гидах он и Фролов
зимовали неподалеку от Диксона, в
бухте Полынья. Оба с женами.
Возвратились однажды с очередного
осмотра “пастей” — песцовых
ловушек. Дома, как всегда, все
приготовлено, чтобы накормить и
согреть охотников. Сели за стол. но
в это время послышался характерный
стук упавшей плахи (одна из пастей
была поставлена не берегу
неподалеку от избушек)
— Ешьте, пейте, охотники, а мы
посмотрим, — решили женщины.
Было солнечно и тихо, пурга
налетела, как всегда, неожиданно.
Вышли искать—ничего не видно.
Искали, искали, так и не нашли.
Вернее, нашли, когда пурга
кончилась. Нашли своих жен уже
замерзшими. И всего-то от “пасти”
до избы сотня метров была...
— Да, без балка геологам пришлись
бы туго, — резюмировал радист.
— Без балка и без нас, — поддержал
его бортмеханик.
— А я представляю, — включился
неожиданно штурман, — как они
вокруг острова крутились. Известно
ведь точно: по берегу дойдешь до
Усть-Таймыры. И вот они идут, идут, а
берег все не кончается... Страшно...