Low & Slow

horizontal rule

Ресурсы:  
 
Новости  
О проекте  
Файлы моделей  
Файлы сценариев  
Репортажи  
Документация  
Исторические факты  
 Аудитория  
 
Наши проекты 
 
Гостевая  
  Полезные ссылки  
 
Авторы:  
Белов Александр    
Гончаров Игорь    
 
____________________

Rambler's Top100

 

Сергей Капицын 

 
 

Low&Slow

или

Практическая аэронавигация.

Была у меня давняя мечта: самому долететь до родимой деревеньки. В МСФС я это проделывал множество раз: и на Пайпере с Чкаловского аэродрома (благо, он есть в дефолтном сценарии) а после прошлогоднего полета на Бланике – на Як-52 из Черноголовки, которую давно собирался сделать (крупный ориентир по пути в деревню), а уж коль пришлось делать аэродром, то и Черноголовка с Макарово там появились до кучи.

Но очень уж хотелось слетать вживую... На практике проверить отточенный в симуляторе навык визуальной навигации.

Совсем было уже собрался арендовать Тэху или полста второй, что обошлось бы папаше Дорсету в двести – двести пятьдесят баксов, да тут такая оказия: СЛА-06 проводится в Кольчугино, и на нем будет Piper J3 Cub (на котором я в МСФС десятки часов налетал и  ПВП аж до южного Урала дошел), с хозяином которого я знаком лично. Авось, не откажет, пособит. Тем более, давно зазывал на покатушки, но у меня выдалась такая чумовая весна, что я так и не собрался в гости. Деньги я на всякий случай взял, и как потом оказалось, совсем не зря...

 Прибыв на слет и потусив пару часов с ребятами, я принялся коварно претворять в жизнь свой план. Сначала подкатился к владельцу самолета – Игорю Игнатьевичу. Тот был не против. Оставалось уговорить шеф-пилота, товарища Майора. Но тот жался, мялся и не соглашался. Мол, только по кругу – и все. И только когда я через сына Игнатича (впрямую было неудобно) посулил деньжат (причем, совершенно смешную по покатушечным понятиям сумму), бравый майор ВВС сломался: если РП разрешит маршрут… У меня затеплилась надежда. Майор убежал, а я пока коротал время, болтая о том о сем с человеком в панамке, стоящим около Пайпера в ожидании покатушек. Я занял очередь за ним, Артур, которого я приволок на этот слет – за мной, а за нами уже стояло в живой очереди еще несколько человек. Впрочем, очередь «живой» назвать было сложно – народ, вроде бы заняв ее, отходил побродить среди  остальных «экспонатов» и не всегда возвращался.

Майор прибежал с картой: куда летим? Я ткнул пальцем в родимое село – километров 30 на 20 градусов от аэродрома.

- С воздуха найдешь?

- А то!

- Ладно, тогда вот до сюда идем по железке, а потом сворачиваем вот сюда.

Киваю, мне до лампы: хоть по железке, хоть по деревяшке… С воздуха никогда район не видел, но заблудиться здесь – для меня нереально. Столько ориентиров, знакомых еще с детства… Я ж тут каждый городок знаю. И майор ушел к РП.

Вернулся он буквально через пару минут: таможня дала добро. Человека в панамке, уже забравшегося на переднюю табуретку и предвкушавшего полет на самолете-легенде, майор бесцеремонно высадил. Я пытался протестовать, мол, я за ним очередь занимал, но чиф-пайлот отрезал: он – бесплатно, ты – за деньги, лезь давай!

Да-а-а-а, деньги решают все…

С грехом пополам, сложившись вдвое, забрался в кабину, уселся. Тэ-э-экс, ремней не предусмотрено. Так что в случае выкатывания или, тьфу-тьфу, вынужденной можно и мордой об приборку съездить… Не очень-то приятная перспектива, а что поделаешь? Остается уповать на мастерство майора ВВС в отставке.

Пока майор о чем-то с кем-то договаривается, сижу ноги к небу (хвостовая опора как-никак) и разглядываю нестандартную приборную доску, пытаясь запомнить расположение приборов, чтобы в воздухе не шарить лихорадочно взглядом в поисках альтиметра или вариометра. Вроде, запомнил, благо приборов явно не миллион, а навигационных и того меньше. Все, что относится к двигателю – автомобильное. Чего удивляться, движок-то Субаровский… Но это все равно не моя епархия – пускай за двигателем майор следит.

 Наконец майор забирается в кабину, протягивает мне гарнитуру, слышится крик «от винта!», и в наушниках резким звоном отдается рев мотора.

  

В кабине с Майором. Последние приготовления перед запуском.

Вырулили на ВПП, покатились. У торца пилот, почти загнав Пайпер на обочину, жмет левую педаль и дает полный газ. Самолетик волчком разворачивается на месте и становится… градусов на десять левее взлетного курса. Следует доклад о готовности к взлету, разрешение получено, полный газ, и Пайпер, раскачиваясь, мягко начинает разбег. Стараюсь сидеть пониже, чтобы майору было лучше видно поверх моей глупой головы.

Взлет!

Отрыв, земля, опять же неохотно, уходит вниз. Да, тяговооруженность не впечатляет. Перетяжелили они его, определенно перетяжелили. И крыло деревянное, и ферма фюзеляжа наверняка сварена из труб «с запасом», какие нашлись… Ведь оригинал летал с двигателями вдвое, даже втрое менее мощными. И неплохо летал. А что такое взлет СуперКаба с аналогичным двигателем – вовек не забуду: разбег буквально 15 метров – и свечой вверх!

Ну да бог с ним с СуперКабом, везет – и ладно. Потихоньку набираем высоту, под крылом проплывают чьи-то огороды, четко расчерченные прямоугольники полей… Майор передает уход правым – чистая формальность: в воздухе других бортов нет. На высоте 300 метров пилот переводит двигатель на крейсерский режим и отдает управление.

Берусь. Того мандража, что был год назад на «Бланике», уже нет. Справлюсь. Но управление оказывается на удивление тугим эту ручку ворочать – что гирю жать… А педали вообще не продавишь! Но – взялся за гуж… Рулю, ворочаю ручку, бицепс качаю.

Слева раскинулось Кольчугинское водохранилище, от него тянется ниточка шоссейной дороги, где каждый ухаб уже с закрытыми глазами…

- Вон, вон она, железка! – врывается в наушники голос пилота. – Видишь?

Да вижу, конечно. Не слепой. Но идти по ней неохота – это ж крюк какой… И я держу небольшой левый кренчик, чем вызываю неудовольствие товарища майора: он-то думает, что я этот кренчик не вижу. А я просто потихоньку-помаленьку гну свою ЛЗП на север ;)

Термичка сильная, послеобеденная, самолет здорово болтает в восходящих потоках, но я уже устал зазря ворочать эту тяжеленную кочергу, поэтому даю возможность самолету справляться с кренами самому, благо высокоплану это вполне по зубам, парирую только совсем уж заметные рывки. Пробую жать педали, но это все равно что пытаться сдвинуть сейф… Внезапно самолет проваливается вниз с сильным левым креном. Пытаюсь парировать – не выходит, и я на секунду даже пугаюсь. Но то ли вмешивается в управление пилот, то ли наконец самолет запоздало реагирует на рули, а все–таки Пайпер выходит в горизонтальный полет.

Справа проплывает городок, нанизанный на пресловутую железку.

- Бавлены, комментирую я.

Майор лезет за картой.

- Не надо. Вон, впереди, уже Юрьев. А нам левее.

- Нет, пойдем до Юрьева. Сначала дойдем до крупного ориентира, потом будем искать твою деревеньку.

- Зачем? Я тут и так каждый куст знаю. Не заблудимся.

И я упрямо держу левее.

- А как ты ее найдешь? – кричит майор.

- Очень просто: там церковь за пять километров видно.

Кажется, моя уверенность (или самоуверенность) майора немного успокаивает. Прошу его снять меня в полете и передаю ему фотоаппарат. Майор послушно делает несколько кадров.

 

 За работой :)

Вернув фотоаппарат, майор начинает пытливо вглядываться в горизонт и наконец примечает какую-то церковь по курсу. Я, сколько ни пялюсь, никакой церкви не вижу, но летим, вроде, правильно.

Внизу наряду с полями начинают попадаться населенные пункты, а проще говоря – деревеньки. Одна, вторая… Вдруг мой взгляд цепляется за какой-то шпиль. Церковь! Серенькая, облезлая, неприметная. Вот и пруды на задах. Ошибка исключена – пункт назначения в трех километрах почти по курсу.

- Прилетели! – торжественно объявляю по СПУ.

- Какое «прилетели», еще километров 10, - шеф-пилот явно видит не ту церковь.

- Да нет же! Церковь тут не одна. А наша – на одиннадцать часов, - блещу я авиационной эрудицией.

Наконец майор тоже ее замечает.

- Вот эта? Точно?

- Точнее не бывает. Берите управление, а я поснимаю.

- Взял.

Отпускаю ручку, хватаю фотоаппарат.

 

Ай да я, ай да сукин сын! Точно вышли. Ну, на пол-километра правее…

Майор делает неглубокий вираж, а я непрерывно жму на спуск, фиксируя и церковь, и Никитин пруд перед ней, и наш дом, бывшую сельскую школу, а до этого – поповский дом. Самолет подбрасывает, плюс вибрация, ставить режим приоритета выдержки уже некогда, поэтому уповаю на то, что хоть часть кадров получится несмазанной.

 

Наконец Пайпер завершает свой разворот на 180 градусов, я бросаю последний взгляд на «родину» и убираю фотоаппарат.

Отдавая мне управление, майор говорит:

- Видишь дым на горизонте?

- Вижу.

- Вот туда и рули.

Рулю. Правее.

- Ты куда?

- Да вон облако по курсу. Под ним такой поток, что я его ВИЖУ. Не полезу я туда. Обойду.

Обошел, рулю дальше.

- А чего ты по пути туда с креном шел? – спрашивает майор.

- На север доворачивал.

- Да кто ж так доворачивает! Педалями надо!

- Да я их продавить не могу!

- А чего их продавливать?!

Раз-раз-раз – заелозили под ногами педали, Пайпер послушно завилял хвостом. Пробую. Не давятся. Ладно, и без вас обойдусь.

На горизонте уже замаячило водохранилище. Майор просит отдать управление, уже подходим к аэродрому, надо выполнять команды РП. Отдаю, а сам, притулившись к правому борту, чтобы не загораживать обзор на заходе, снимаю приближающуюся полосу.

 

 Заходим на посадку. Приехали.

 Выравнивание, выдерживание, и Пайпер мягко опускается на своих резиновых амортизаторах. Заруливаем на стоянку, умолкает двигатель, а в ушах продолжает звенеть. Только теперь понимаю, что слегка оглох.

Майор, отмахнувшись от человека в панамке, резво прыгнувшего в кабину и решившего ни за что теперь ее не покидать пока не покатают, буркнул «Я – отдыхать» и ушел.

Да уж, на этом Пайпере за пол-часа укататься вполне можно…

Благодарю Майора и отваливаю на стойбище к ребятам собирать мысли в кучу…

  

 До чего ж хорошо!..

 А человек в панамке так в тот день и не покатался. Зря только в кабине просидел. Майор вернулся, ключ зажигания повернул – а в ответ тишина-а-а-а… Стартер помер. В общем, слетал я в тот день как украл. Вдвойне неудобно было перед человеком, который в результате без полетушек остался. Да и за Артура обидно: в первый раз в жизни решил человек полетать – и на тебе…

А я жалею только, что не напросился на Аи-10. Интересно было бы сравнить – такой же он тяжелый на ручке или нет. И ведь деньги еще оставались…

Ну да ладно. Авось, доведется еще…

  

 Вот он, красавчик

 Отец был в полном восторге от фотографий, я и не ожидал, что они произведут такой фурор. Чуть не час они с мамой их разглядывали, тыкали пальцами в знакомые дома и наперебой галдели.

Чтож, теперь точно «Тэху» или Як-12 арендовать надо. Отцу его родину вживую с высоты птичьего полета показать.

А сам я лучше на «Бланике». Который управляется буквально силой мысли :)

 
  НАЗАД  
Hosted by uCoz