Я пришел дать вам волю
(Обзор trackIR от Natural Point)

  1. Я пришел дать вам волю (Предисловие).

  2. Лекарство от аркады (TrackIR от Natural Point)

  3. Имя мне Легион (Microsoft Flight Simulator 2002).

  4. Формула любви (IL-2 Forgotten final release).

  5. Ворошиловский стрелок (Operation Flashpoint). *

  6. Не говори никому, не надо… (Заключение).

  7. Полезные ссылки
TrackIR from Natural Point  &  Microsoft Flight Simulator  2002 PRO
* Полную версию обзора вы можете прочитать на сайте Virtual & Really.Ru

Нет, это не ты, это я вольный,
потому что это я как хочу, так тобой и верчу…

Из фильма "Там за Доном"

Поклонников творчества Василия Шукшина просьба не горячится понапрасну и не строчить в UNESCO (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) письма в защиту кумира. Речь пойдет исключительно о прикладном аспекте понятия "воля", без каких либо абсолютизаций, приводящих, как правило, либо к "царевну за борт", либо к постукиванию башмаком по столу и предложениям демонстрации кузькиной матери. Так что никакой литературы, и уж если речь о "свободе воли" - то только применительно к отдельно взятому пользователю, сидящему перед отдельно взятым монитором. Причем даже в этом случае рассматриваться будет лишь физический аспект, связанный с реализацией возможности погружения в виртуальный мир симулятора. Так что, не беспокоя прах Никиты Хрущева, Артура Шопенгауэра и Степана Разина обозначим границы темы. И так: "На сколько сегодня среднестатистический поклонник жанра "симуляторы", свободен в своих эмоциональных проявлениях в рамках моделируемой среды?"
……………Для погружения в виртуальный мир симулятора у обычного пользователя сегодня есть монитор, обеспечивающий визуализацию, аудио колонки, обеспечивающие имитацию звукового окружения моделируемой среды, и средства управления объектом, к коим, как правило, относится мышь, джойстик, руль/педали, штурвал и т.д. А теперь попытайтесь ответить на вопрос о том, на сколько, подвластный пользователю "аватара", адекватен своему "повелителю" в его эмоциональных проявлениях? Чтобы более наглядно проиллюстрировать свою мысль, я предлагаю вам проделать следующее: возьмите лист бумаги и положите его на вытянутую вперед руку. А теперь посмотрите внимательно на то, как этот лист дрожит. Посмотрели? А теперь ответьте, дрожит ли рука с любимым шотганом в шутере QUAKE или UNREAL? А дрожит ли лежащая на автомобильном руле рука виртуального водителя в симуляторах NEED FOR SPEED или Colin McRae Rally? А дрогнет ли от неожиданности штурвальная колонка в Microsoft Flight Simulator или в IL-2 Forgotten Battles? Ответ очевиден, конечно же нет, потому что ваш "аватара" по техническим причинам не способен воспроизвести обуреваемые вас эмоции. Ведь он, в отличие от вас, без проблем пройдет любой детектор лжи, потому что с пульсом, давлением, тактовой частотой, питающим напряжением и настройками BIOS у него все и всегда будет в порядке. Именно поэтому шотган всего лишь сместится, руль всего лишь повернется, а штурвал всего лишь изменит положение, но все это никогда не дрогнет в соответствии с вашими собственными ощущениями…..
В этом месте малоопытный поклонник жанра наверняка испытает соблазн ухмыльнуться и с переполняющим его чувством превосходства поинтересоваться, а так ли уж велика "разница" между двумя этими уровнями восприятия в рамках симулятора, чтобы стоило ТАК беспокоиться по этому поводу? Будем к нему снисходительны, ведь ему еще только предстоит узнать, что именно ЭТА…. "разница" позволяет не целясь складировать монстров в шутерах, не сбрасывать скорость на поворотах в симуляторах ралли и одним пальцем управлять самолетом Concorde в Microsoft Flight Simulator. А вот теперь уже, настал черед опытных симеров, знающих, зачем надо задерживать дыхание при стрельбе, включать "пониженную" в развороте и балансировать самолет перед входом в глиссаду, задать вопрос - а к чему собственно все эти околосимуляторные пассажи и соль на раны, залечить которые на среднестатистическую зарплату ну никак невозможно?
……………А к тому ребята, что для ваших "ран" появилось доступное и весьма эффективное "лекарство", и называется оно - "trackIR"!!!

наверх

-Что, ваш партнер работает головой?
- Исключительно головой!

Из фильма "Невезучие"

Должен сразу предупредить что "лекарство от аркады", коим является игровой контроллер trackIR от Natural Point, не есть некая абсолютная панацея для превращения вашего "аватары" в ваше второе "Я". Но, тем не менее, его свойства позволяют говорить не просто об очередном шаге к реализму, а о новом уровне реализма в симуляторах. Принцип работы track IR достаточно прост.

trackIR Natural Point trackIR Natural Point

Помещенные внутри устройства четыре излучателя, в инфракрасном диапазоне сканируют пространство и отслеживают положение имеющегося в зоне досягаемости отражателя. 40 отражателей, идущих в комплекте с устройством, представляют собой крохотные диски радиусом в 1.5 мм, которые можно как label прикрепить к очкам, гарнитуре или даже прямо на лоб пользователя.

reflective dots for Track IR

В качестве эксперимента я прилепил один из отражателей на указательный палец и, вращая им, управлял курсором. Кроме того, в коробке с устройством я обнаружил фирменную кепку Natural Point, одев которую на голову, также можно управлять курсором, даже в положении "козырьком назад". Правда, об использовании вшитых в кепку отражателей необходимо проинформировать драйвер, иначе будут проблемы с управлением.

software for Track IR driver ver. 2.01 software for Track IR

Когда пользователь вращает головой, изменение положения отслеживается устройством, интерпретируется драйвером и получает свое отражение в симуляторе. Устройство имеет два основных эксплуатационных режима, это режим "Mouse Emulation" (режим эмуляции мыши), который разработчики называют еще и relative, подразумевая, что это вспомогательный режим и режим "trackIR enhanced" (absolute), являющимся основным режимом и максимально использующий все заложенные в устройство свойства. В режиме "Mouse Emulation" пользователь, изменяя положение отражателя, в сущности, управляет курсором так же, как он это делал с помощью мыши, но при этом руки его свободны. Причем контроллер "мышь" может использоваться параллельно c trackIR. С помощью назначенных через драйвер горячих клавиш обеспечивается эмуляция кнопок мыши (по умолчанию это клавиши LWin и RWin) и дополнительных функций. Таких как: включение/выключение драйвера поддержки устройства, смена режима работы, позиционирование центра экрана текущего изображения в качестве точки отсчета в любом выбранном положении головы и ряд других функций. Режим "Mouse Emulation" доступен практически во всех программах, где используется мышь, в том числе в операционной системе Windows. Основной же режим "trackIR enhanced", позволяющий использовать trackIR как отдельный независимый контроллер, используется только в тех симуляторах, в которых он непосредственно поддержан разработчиками. Главное назначение этого режима, это, конечно же, управление положением головы вашего "подопечного", в то время как другой контроллер (джойстик, мышь и т.д.) ангажирован для управления объектом или его свойствами в моделируемой среде. Весьма впечатляющим примером может служить симулятор "Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения" в котором за управление самолетом/прицелом отвечает джойстик, а trackIR моделирует положение головы пилота. Главным недостатком режима "trackIR enhanced" является то, что перечень игр, в котором он поддержан разработчиками, удручающе мал, это:

- Microsoft Flight Simulator 2002
- IL-2 Forgotten Battles
- Battle of Britain
- Strike Fighters: Project 1

Тем не менее, не взирая на столь малочисленную поддержку основного режима "trackIR enhanced", всего двух симуляторов, идущих первыми по списку (это Microsoft Flight Simulator 2002 и IL-2 Forgotten Battles), оказалось более чем достаточно для того, чтобы обеспечить trackIR популярность среди пользователей. Армия поклонников IL-2 Forgotten Battles - величина весьма впечатляющая, а уж в том, чтобы говорить о популярности серии Flight Simulator от Microsoft, смысла столько же, как в рекламе спичек - эти изделия в "promotion" не нуждаются. Впрочем, немаловажную роль в обеспечении популярности trackIR сыграл и тот факт, что в подавляющем большинстве шутеров вполне достаточно вспомогательного (relative) режима "Mouse Emulation", который, с помощью программного обеспечения, весьма гибко и в широком диапазоне трансформируется под нужды пользователя. Так что, хотя поддержка со стороны разработчиков и желательна, но по большому счету в большинстве программ можно легко обойтись и без нее. Система настроек свойств trackIR достаточна мощная, чтобы обеспечить "подгонку" под комфортное восприятие различных ситуаций в симуляторе индивидуально для каждого.

наверх

We brake for nobody!

Из фильма "SpaceBalls"

Microsoft Flight Simulator 2002 PROНи коим образом не претендуя на лавры Роджера Желязны, я позаимствовал у него оглавление для раздела лишь за тем, чтобы подчеркнуть то обстоятельство, что огромное количество поклонников, победно шествующей по игровому миру серии Flight Simulator от Microsoft, практически не имеет аналогов. И имеющиеся для этого основания весьма веские. Ведь то, что такая известная авиакомпания как Lufthansa использовала для внутренних нужд возможности версии MSFS 2000, более чем наглядно говорит о возможностях симулятора. Что же касается возможностей версии MSFS 2002, то они еще богаче, как в области моделирования динамики воздушного судна, так и в области визуализации окружающей среды. Предлагаемый пользователю необычно высокий уровень реализма и является одной из главных составляющих успеха этого самолетного симулятора. Но, как и любая другая программа, симулятор MSFS 2002, увы, не лишен недостатков. Одним их таких недостатков является терзающая разработчиков дополнений к MSFS проблема размещения приборной доски самолета на ограниченном пространстве монитора. Если использовать для размещения приборов все пространство экрана, то невозможным становиться реализация визуального захода на посадку. Если же большая часть экрана - это внекабинное пространство, то становится сложным и нереалистичным контроль параметров полета. В результате разработчик вынужден идти на компромиссные варианты размещения приборной доски, обрекая себя на неотвратимую критику со стороны радикального крыла поклонников жанра. Имеющий встроенную поддержку игровой контроллер trackIR дает пользователю не только возможность посмотреть на ВПП и плавно перевести взгляд на пилотажные приборы, но и вспомнить что он живой человек, а не компьютер. Что голова у него не столь неподвижна как монитор на столе и что направление взгляда и движения самолета не совпадают, что в свою очередь требует определенных усилий по координации движений в пространстве и отвлекает внимание от пилотирования. А это значит, что потребуется более высокая степень концентрации внимания на управлении самолетом, в значительно большей степени соответствующая реальному восприятию обстановки в кабине воздушного судна. И теперь уже, нравиться вам это или нет, но полетать между небоскребами Чикаго не удастся не только на самолете Concorde, но и на Cessna 182RG -это будет весьма серьезной проблемой. Недостатком применения trackIR в Microsoft Flight Simulator 2002 является то, что для его работы необходимо использовать вид "виртуальная кабина" (клавиша "S"), что не всегда возможно потому, что, во-первых, в таких моделях как Learjet45, Mooney Bravo, Schweizer SGS 2-32 Sailplane и Sopwith Camel виртуальная кабина вообще отсутствует, а во-вторых, пилотирование и посадка по приборам с использованием таких самолетов как Boeing 737-400, Boeing 747-400 и Boeing 777-300 практически невозможны из-за некачественно реализованного приборного оборудования. НО! Что касается остальных моделей самолетов имеющихся в MSFS 2002, то "ПОЛНЫЙ УЛЕТ" вам гарантирован. Самое сильное впечатление - это конечно в моделях обеспечивающих максимальный обзор из блистера. Поэтому Extra300S просто вне конкуренции. И если раньше я уделял этой модели внимания столько же, сколько изучению письменности народов Атлантиды, то теперь для меня это самолет номер один. Кувырки в воздухе с возможностью произвольного вращения головой производят просто неизгладимые впечатления. Впрочем, об этом можно говорить долго и дабы понапрасну не лить воду на мельницу вашего провайдера и подводя итоги в рамках раздела, я попытаюсь сформулировать кратко (или ну почти кратко): Применение в MSFS 2002 контроллера trackIR не только решает проблему переноса взгляда с приборной доски во внекабинное пространство и обратно, но и предоставляет замечательную возможность, во-первых, свободно вздохнуть разработчику дополнений к MSFS (Хотели реализма? Ну так НАТЕ!!!), а во-вторых, впасть в шоковое состояние друзьям и родственникам, от вида вросшего в кресло перед экраном монитора, вращающего давно небритой головой и периодически нервно выкривающего толи "реверс включен", толи "закрылки полностью", толи "We brake for nobody", недавно еще "нормального" хардкорного симера.

наверх

- Макарыч, принимай аппарат, махнул не глядя.

Из фильма "В бой идут одни старики"

IL-2 Forgotten Battles

Говоря по совести "IL-2 Forgotten Battles" следовало бы назвать "IL-2 Forgotten final release". А в качестве эпиграфа выбрать - "Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть". Но, во-первых, эпиграф выпадет за рамки, а во-вторых, не известно, был ли это склероз. История выхода в свет этого симулятора самолета Ил-2, у меня лично больше ассоциируется с фразой Чебурашки из мультфильма "Крокодил Гена": "Мы строили, строили и наконец….. релизнули". Причем "релизнули" непонятно что именно, толи аьфу, толи бэту, толи неплохую прибавку к пенсии. Потом снизошли до доносящегося со всех форумов негодующего ВОЯ и покровительственным тоном сообщили, что все желающие могут поменять СВОЮ бэту на ИХ final. Ситуация выглядела как срисованная с "Карты, деньги два ствола", помните, там речь шла об организации "съема" денег с "любителей мягкой з….ы". Так что вопрос из фильма вполне уместно задать и здесь: "Много ли из НИХ придет, чтобы получить свои деньги обратно?". Фактически возможность обмена была предоставлена только жителям Москвы, а остальные - как тот прижатый бревном к потолку каюты капитан, из кинофильма Волга-Волга: "А кто не может?". Впрочем, москвичей при обмене "бэты" на "final" тоже ожидал сюрприз в виде "наивно" вопрошающей "обменщицы": " Не желаете ли patch на дискете вместо диска с final release, очень многие предпочитают именно такой вариант?". Впрочем, не будем отвлекаться от генерального направления, речь сейчас все же не о "забывчивости по наитию " толи 1С, толи Maddox Games, а о действительно замечательном симуляторе "Ил-2 Штурмовик: Забытые Сражения", затмить достоинства которого не сможет ни одна бухгалтерия в мире…. даже та что от 1C, разумеется.
……….Так что вернемся к нашим…хмм…ну скажем так - овнам. Формула любви после покупки через Интернет, в данном случае выглядит так:

"Ил-2 Штурмовик: Забытые Сражения" + "trackIR" = "Прощайте друзья, я ушел на войну, и не забывайте меня подкармливать, чтобы я не умер возле монитора голодной смертью".

В общем "прощание славянки" с мужем/сыном/братом/отцом (нужное подчеркнуть). Впечатления от возможности произвольно крутить головой в кабине самолета, на столько сильные, что первые пять минут только этим и занимаешься, полностью отвлекаясь от управления и вспоминая о нем лишь увидев перед самым носом землю, либо (что чаще) после того как уже полностью этим самым носом, в нее зарылся. Изначально "рабочий", виртуальный cockpit самолета Ил-2, обеспечивает, безусловно, более эффективную работу с приборным оборудованием и соответственно более сильные впечатления, чем рассмотренный выше Microsoft Flight Simulator 2002. Кроме того, в отличие от MSFS2002, в симуляторе "Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения" вы можете и вовсе убрать приборную панель и "зависнуть" в воздухе, обеспечив себе вращением головы широкий охват пространства и своевременное обнаружение цели, что во время дуэли дает серьезное преимущество перед соперником, работающим не "головой", а мышью. Прицел самолета в этом случае, служит еще и точкой привязки в пространстве, которая, особенно при наличии у вас стерео очков, первых 5-10 минут адаптации к новым условиям - вещь просто жизненно необходимая, без нее заблудитесь в трех соснах в течении двух секунд (в случае использования стерео очков не забудьте в настройках, "свойства видео" выбрать "настройки пользователя" и отменить возможность "использовать массивы вершин", если у вас русская версия симулятора, или "Use Vertex Arrays", если это английская версия). Ну и заканчивая раздел, хочу предупредить о весьма серьезной опасности подстерегающей симера при использовании trackIR. Дело в том, что аналогично стерео очкам, обеспечивающим восприятие объемного изображения, работа "головой" с помощью trackIR обеспечивает пользователю более четкое внутреннее представление о пространстве симулятора, и когда пытаешься вернуться к использованию контроллера "мышь", то мир симулятора начинает казаться СЛИШКОМ плоским и НЕДОСТАТОЧНО динамичным, так что если у вас нет возможности приобрести trackIR, но есть возможность взять "на время" у более счастливого коллеги по хобби - не торопитесь уступать соблазну, подумайте, стоит ли за это расплачиваться неотвратимым наказанием в виде, последующей за возвратом trackIR, депрессии?

наверх

Я тебе скажу один вещь, только ты не обижайся.

Из кинофильма "Мимино"

Вы когда-нибудь пытались объяснить зайцу, зачем нужен дорожный знак "STOP"? А дальтонику, что такое красный цвет? Вот и у меня таже проблема. Ну, как по вашему рассказать поклоннику "симуляторного" жанра, о своих впечатлениях от использования устройства, которое он видел лишь на картинках? Так что я, пожалуй, и пытаться не стану, разве что небольшая финальная аллегория. В мою бытность еще курсантом высшего летного училища, моего друга как-то навестил его отец, который в те времена летал в должности КВС на Ил-86. Отыскав нас двоих на тренажере самолета Ан-26, где мы "оттачивали мастерство" и, глядя на то, как мы вдвоем веселимся, заводя подрагивающий "Фантомас" на посадку в условиях порывистого "боковика", он вдруг произнес: "А я на заходе чихнуть боюсь, что бы с глиссады не сползти". Тогда я не в состоянии был оценить его иронии по поводу нашей "несерьезности", так же как читающий этот текст, вряд ли поверит мне на слово, что с появлением у него TrackIR он тоже будет бояться чихнуть, при чем не только на глиссаде…

 

Полезные ссылки:


Simtchenko Vladimir

Автор обзора: Симченко Владимир

Дизайн и оформление: Симченко Елена

 


Hosted by uCoz