о-в Врангеля

Ресурсы:  
 
Новости  
О проекте  
Файлы моделей  
Файлы сценариев  
Репортажи  
Документация  
Исторические факты  
 
Гостевая  
  Полезные ссылки  
 
Авторы:  
Белов Александр    
Гончаров Игорь    

Краткая историческая справка к сценарию островов Врангеля и Геральд для МСФС2000 и МСФС2002

Brief historical notes

Александр Белов

Wrangel Island, is located in extreme northeastern Russia, in the Arctic Ocean between the East Siberian Sea and the Chukchi Sea. It has an area of about 4660 sq. km (about 1800 sq. miles). Wrangel Island is separated from the mainland by De Long Strait. The rocky island is a breeding ground for seals and polar bears. In 1916 the tsarist government claimed the island for Russia. In 1926 the Union of Soviet Socialist Republics (USSR) established a permanent colony, which is now the State reservation and a meteorological station.

Освоение острова Врангеля

Остров Врангеля расположен на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Он отделен от материка проливом де-Лонга. Площадь острова составляет 4660 кв. км.

В 1916 году Российское правительство объявило остров территорией России, но после Великой Октябрьской социалистической революции и последовавшей за этим Гражданской войны контроль за удаленными северными территориями был во многом утрачен. Начиная с 1922 года, на острове Врангеля стали основываться канадские и американские фактории, имевшие целью эксплуатацию богатств острова, в частности – промысла морского зверя.

Канонерская лодка (вооруженный ледокол) “Красный Октябрь”

Gunboat “Red October”

Для пресечения незаконной деятельности иностранных “колонистов” в 1924 году к острову была направлена канонерская лодка “Красный Октябрь” Тихоокеанского флота. Канадские и американские промышленники были сняты с острова, флаг США был спущен, а притязания Канады и США на владение островом были категорически отвергнуты. В 1926 году остров был объявлен территорией СССР. В этом году к Островам Врангеля и Геральд была направлена экспедиция на ледокольном пароходе “Ставрополь” под руководством капитана Миловзорова. Основной задачей экспедиции было создание постоянного промыслового поселка и научной станции на острове Врангеля. Начальником зимовки был назначен Г.А. Ушаков, уполномоченный Дальнекрайисполкома по управлению островами Врангеля и Геральда.

Подробнее о походе КЛ "Красный октябрь" можно прочитать здесь

 

Первые самолеты на острове Врангеля

Юнкерс F-13 на поплавковом шасси

Junkers F-13 seaplane

“Ставрополь” вышел к островам Врангеля и Геральда 16 июня 1926 года. На борту парохода находился поплавковый “Юнкерс F-13” и его экипаж – пилот О.А. Кальвиц и механик Ф.Ф. Леонгард. Предполагалось, что самолет будет использован для проведения ледовой разведки. Но неблагоприятные погодные условия – сильная зыбь и туманы – воспрепятствовали этому. 6 августа “Ставрополь” приблизился к отрову Геральд, но высадиться на остров не удалось, так как он был окружен сплоченными льдами. 8 августа “Ставрополь” подошел к берегам острова Врангеля и смог пробиться в бухту Роджерса.

Самолет был выгружен и собран 9 августа, но в первом же полете потерпел аварию. Вышел из строя мотор, и на вынужденной посадке был поломан винт. На пробеге левый поплавок задел льдину и машина легла крылом на воду. К 11 августа повреждения были исправлены. Кальвиц и Ушаков совершили ряд полетов, проведя визуальное обследование береговой черты и малодоступной горной части острова.

Северная воздушная экспедиция

Летающая лодка Савойя S-16

Savoia S-16 flying boat

Колония на удаленных северных островах требовала постоянной связи с ней, поэтому в 1927 году была организована Северная воздушная экспедиция, в задачу которой входило:

  1. Выяснить возможность установления “воздушного моста” между островом Врангеля и мысом Северным (ныне мыс Шмидта);
  2. Изучение условий полета от устья реки Лена до Иркутска.

Предполагалось, что два самолета будут доставлены пароходом к мысу Северный, откуда они летят к острову Врангеля, далее - к устью Лены и вверх по течению Лены к Иркутску.

Для экспедиции были выделены поплавковый “Юнкерс F-13” и летающая лодка “Савойя S-16” (пилоты Е.М. Кошелев и Э.М. Лухт). Самолеты обеспечивал пароход “Колыма”. 14 июня 1927 года самолеты были спущены на воду. 16 июня “Юнкерс”, пилотируемый Кошелевым совершил разведывательный полет над островами Врангеля и Геральд и вернулся к “Колыме”, стоявшей на якоре у материка. На следующий день оба самолета благополучно совершили посадку в бухте Роджерса, где были разгружены, и в тот же день они вернулись на базу. Таким образом, воздушный мост между материком и островом Врангеля был установлен.

В августе работа Северной воздушной экспедиции была благополучно завершена: “Колыма” с самолетами на борту пришла в Тикси. Здесь самолеты вели ледовую разведку в целях проводки каравана судов с грузами для тиксинского порта, а 27 августа самолеты прибылив в Иркутск.

Воздушная экспедиция “Советский Север”

Гидросамолет “Советский Север”

“Sovetskii Sever” flying boat

Следующая крупная воздушная экспедиция в район острова Врангеля была организована в 1928 году Осоавиахимом. Для этой экспедиции была куплена летающая лодка “Дорнье - Валь”, названная “Советский Север”. Самолет вел экипаж Е.М. Кошелева. “Советский Север” должен был вылететь из Владивостока и пройти вдоль всего северного побережья Северного Ледовитого океана. По соглашению с Совторгфлотом экспедиция должна была посетить остров Врангеля и оказать помощь зимующей группе Ушакова. Предполагалось, что летающая лодка выполнит ледовую разведку для парохода “Ставрополь”, шедшего с грузами на остров Врангеля.

Однако полностью выполнить все задачи экспедиции не удалось. “Ставрополь” был обнаружен, но при проведении ледовой разведки 22 августа “Советский Север” потерпел аварию на вынужденной посадке в Ключинской губе.

Гидросамолет Юнкерс W-33L

Junkers W-33L seaplane

Работу экспедиции “Советский Север” продолжил в 1929 году О.А. Кальвиц на поплавковом гидросамолете самолете Юнкерс W-33. 24 июля 1929 года самолет был доставлен в бухту Лаврентия, но из-за неблагоприятных погодных условий только 30 июля удалось добраться до острова Врангеля. Машина благополучно совершила посадку в бухте Роджерса. На следующий день, проведя ледовую разведку в обратном направлении, “юнкерс” вернулся в бухту Лаврентия.

Последующее развитие острова Врангеля и его современное состояние

Воздушный путь к острову Врангеля был освоен. Устойчивая всесезонная связь острова с материком позволила расширить колонию. Были построены поселки Ушаковский, Звездный, Перкаткун. Оборудована метеостанция на мысе Блоссом, построен ряд передовых научных баз-стационаров на северном побережье острова. Аэродром в бухте Роджерса был расширен. Остров Врангеля стал передовой базой многих научных экспедиций, исследовавших восточный арктический район. Из бухты Роджерса отправлялась к Полюсу недоступности в апреле 1941 года экспедиция на самолете Н-169 (командир корабля И.Черевичный, штурман В. Аккуратов). На остров Врангеля базировались самолеты, обеспечивавшие дрейф станции “Северный Полюс”-2.

Поселок Ушаковский, лето 2001 года

Поселок Ушаковский зимой.

С 1993 года острова Врангеля и Геральд объявлены Государственным заповедником.

Благодарности

Автор хотел бы выразить свою искреннюю признательность летчикам Полярной авиации Александру Горчакову и Юрию Сысуеву за моральную поддержку работы, советы и чрезвычайно полезное обсуждение.

Acknoledgements

Author want to express his gratitude to Polar aviation pilots Alexander Gorchakov and Yurii Sysuev for their encouragement, consultations and extremely valuable discussion.

Литература

  1. Ушаков Г.А. “Остров метелей”. Л., 1963
  2. Шенталинский В. “Дом человеку и зверю”. М., “Мысль”, 1988
  3. Минеев А.П. “Остров Врангеля”. М-Л., 1946
  4. “История открытия и освоения Северного Морского пути”. Т. 3, М-Л., 1959.
  5. Алтунин Е.В. “Очерки истории гражданской авиации Восточной Сибири и Дальнего Востока 1923 - 1945”. Изд. Иркутчкого ун-та, 1990.
 
Hosted by uCoz