"Дорога Кобр"

Ресурсы:  
 
Новости  
О проекте  
Файлы моделей  
Файлы сценариев  
Репортажи  
Документация  
Исторические факты  
 Аудитория  
 
Наши проекты 
 
Гостевая  
  Полезные ссылки  
 
Авторы:  
Белов Александр    
Гончаров Игорь    
 
____________________

Rambler's Top100

Сергей Гребенюк

 


Предисловие:

Где то на форумах пролетало коротенькое сообщение о "Дороге Кобр", меня, почему то, сильно заинтересовавшее. Началась какая то болезнь, сбор информации, изучения маршрута и карт... Приобретение совсем новенькой "Аэрокобры" (Р-39), хотелось, что бы было все как в реале.
Пробовал две модели, первая от John L. Woodward, вторая от Christian Nolte в ливрее самолета Григория Речкалова (дважды Героя Советского Союза! 44 сбитых на "кобре"). Вторая мне понравилась больше.


Коротенькие исторические факты:

Началом этого маршрута был город Фербенкс (США, Аляска), а заканчивался он уже на территории СССР, город Красноярск, дальше часть машин отправлялись своим ходом прямо на фронт, а часть шла в железнодорожных составах. Проходил этот маршрут в тяжелых полярных условиях, где почти не было радионавигации, давили лютые морозы и метеоусловия зачастую были отвратительные. Перелеты велись эстафетным методом, пролетел один участок, передал машину и обратно, каждая такая группа совершала перелет по своему, хорошо изученному маршруту.
Машины перегоняли группами, вел которую опытнейший экипаж бомбардировщика, замыкал этот строй второй бомбардировщик, экипаж которого следил за группой.

Виртуальный перелет:
     Этап первый Фэрбенкс - Ном.


Доскональное изучение карты маршрута. Неудачная первая попытка. И вот 10:00 по местному времени, зима, 1-е февраля 2005-го. С погодой повезло ;), лететь в такую даль первый раз при плохой погоде - самоубийство. Как оказалось, зимой, там в это время почти темно, но менять
ничего не стал, впереди долгий путь и кто его знает, успею ли попасть сразу в Ном, или придется до самой ночи его искать, а день там очень короткий.
Проанализировав всю имеющуюся у меня информацию, понял, что надеяться на компас особо нельзя, магнитное склонение в этом регионе доходит аж до 25*, а за тем сильно идет на спад походу маршрута.В наличии имеется карта и голова с глазами ;), чисто визуальный полет.


Итак - старт. Полный газ, Кобра лениво разгоняется и после пробега тяжело отрывается, но проходит несколько секунд и машина становится совсем другая, живо набирает скорость и высоту, прекрасно реагирует на штурвал. Сбрасываю газ, ровняю машину триммерами и ложусь на курс, который
мне предложила река Юкон, на запад. Земли почти не видно, но река просматривается очень хорошо. Покрутил головой по сторонам, слева уже Солнце ползет по горизонту, сзади осталась сверкающая огнями ВПП, справа небольшой горный массив, впереди большая река...


После нескольких минут полета, слева, на 10 часов, начинает вырастать вдалеке большущая гора, жаль, но с географическими названиями у меня 2 с плюсом ;). Пролетела мысль - хороший ориентир. Вот и дошел до первого крутого поворота реки направо, здесь была моя фатальная ошибка при первой попытке - свернул налево. Держу прежний курс, примерно 230, подомной осталась темная и мрачная долина. Населенных пунктов не видно, дорог и в помине, в голову лезут разные мысли о том, как человек может выжить в таких условиях... Долгий и не совсем интересный, в плане пейзажа, проход долины, радует только Солнышко и высокая гора слева. Начинаю немного волноваться, вдруг ошибся, подворачиваю 10 градусов вправо, по карте должен быть крутой и высокий правый берег Юкона. Вот и он. Беру немного левее, на сколько видно эти горы. Еще несколько минут и я снова лечу над водной дорогой Аляски, создается мнение, что Создатель сотворил ее именно для этого перелета, хотя она уже не
один век служит людям.


Высокий правый берег заканчивается, река круто уходит вправо. От этой точки иду не меняя курса, пока не увижу самую высокую гору из горного массива, который должен вырасти у меня на пути. Немного добавляю газ, и начинаю потихоньку набирать высоту с 400 до 1000 метров, ведь впереди горы. Вот уже и они, перед ними, справа налево течет все та же могучая река, с которой на этом маршруте уже пора прощаться. Жаль, прекрасный ориентир. Впереди вижу горы, беру немного правее самой высокой вершины, добираю высоту до 1200, дабы избежать трагедии. Смотрю по сторонам, любуюсь горным пейзажем. Солнце так и не хочет отрываться от горизонта, зима, однако ;).


Горы надоели, жду с нетерпением прибрежной долины, которая должна быть за ними. Вдали уже виднеется Берингово море, вот и кончились
горы, подомной долина, справа большой залив. Все идет по плану. Дальше должно быть два мыса, затем прибрежная коса, а за ней и конечный пункт - Ном.


Все как в сказке, аж не верится. Подхожу к аэродрому, стоп, думаю, а я ведь Кобру ни разу то и не сажал, вот досада то будет, угроблю технику после такого перелета. Повезло, все прошло гладко. Рулежка, заправка и на стоянку.


Время на часах 10:42, добавляем час, здесь уже другой часовой пояс.В итоге перелет занял 1 час 42 минуты.
Первый участок пройден, легкий перекур и буду лететь дальше.

   Ном - Уэлькаль

Перекур закончен. И уже привычный старт, набор высоты и курс 260. Безумно пугает водная бесконечность. На часах 10:45 по местному. Как всегда - полные баки топлива. Высота 500 метров. Прошло немного времени и страх пропал, вдали слева в дымке видны вершины острова Святого Лаврентия, а справа маленький островок, за которым видно последнюю вершину Аляски. Немногим позже появляются вершины Чукотки, и начинаешь понимать, что мир не так уж и велик, как казалось раньше. Погода, как и при вылете, стоит отличная,


Солнце уже поднялось чуть выше, стало светлее и ландшафт казался приветливее. Водная гладь заканчивается, уже четко видна береговая линия, так,
пора определиться с местонахождением. Беру карту, сравниваю с берегом, да, ошибочка вышла, километров на 10 ушел к югу, ничего, это поправимо. Набор высоты до 1200 и перелет через горы, оставляя самую высокую немного слева от себя. За горами снова берег, прямо по нему на запад. Подхожу к заливу, который лежит справа, сразу после него должен быть аэродром Уэлькаль, сооруженный во времена ВОВ. В симе его нет,
пришлось уделить время для его постройки, здесь это намного проще, нежели в реале
. Так, а вот уже и ВПП, лежащая в поперек широкой косы, на которой должен быть поселок, его там тоже нет ;(.
Удачная посадка, на много лучше первой, и заправка через меню, станции ГСМ там я не поставил, аэродром был сделан наспех. Время прибытия - 12:40, в итоге этот перелет занял почти два часа. Сдал машину и спать, а завтра мне ее же и получать и перегонять дальше ;)
Впереди 1450 километров трассы с полным отсутствием особых ориентиров, только изгибы рек, текущих в поперек, могут что то подсказать.

   Уэлькаль -Сеймчан

И так, день второй (2.2.2005г.) Вылет назначен на 7 утра, из расчета иметь запас по времени. Как оказалось позже, можно было на пару часов и задержаться. Но такое расстояние пройти с одной картой и не совсем правильно работающим компасом - дело не шуточное. Основные и дополнительные баки залиты под завязку, визуальный осмотр техники внушает доверие ;).
Взлет происходит в полном мраке, можно сказать, на ощупь. Первая задача заключается в наборе высоты, места там горные, судя по карте доходит до 800-1000 метров. Отрыв, набор высоты и ложусь на курс 250. Полная темень, только легкое зарево от восходящего Солнца. Выровнял Кобру, убрал обороты до здравого предела, путь то не близкий, а топливо нужно экономить. От скуки, как обычно начал крутить головой. Заинтересовало звездное небо, нашел "Большую медведицу", в реале ее "ковш" так высоко я не наблюдал, за тем поднял взгляд выше и по хвосту "Малой медведицы" дошел до полярной звезды. Прикинул примерно 260 градусов иду по истинному курсу, значит пока все как и задумал.
Иду дальше, потихоньку рассветает, как раз в нужный момент, подхожу к горному массиву из которого вытекает река Анадырь. Отклонений от
курса не наблюдаю. Солнце оторвалось от горизонта и горы стали преображаться, уже было видно, как вся эта местность изрезана речушками разнообразной формы, часто встречается картина, когда река расходится на два русла, потом они словно пересекают друг друга и снова сходятся, образуя подобие восьмерки. А вот по этим координатам:


N64*22,77'
E171*01,10'


вообще увидел непонятное чудо, может это и глюк мсфс, но все равно красиво ;).


Еще немного и по левому борту засеяла морская гладь, ну, думаю, прилетел. Смотрю карту, все нормально, это какая то губа Охотского моря, вторая идет сразу же за ней. Стоп, иду на много южнее, вот оно и сказывается, полеты в высоких широтах. Весь этот участок подправлял машину по курсу, снова ошибся, но уже не на 10 километров как раньше, а многим более. Штурман, в моем лице, принимает решение - курс 275!
Перелетаю горы и тут меня сбивает с толку притока Колымы - Сугой, быстро сориентировался, потому что уже был разок на Колыме, строил аэродром в поселке Сеймчан, там была совсем другая картина - долина большущей площади и под восточной стороной змейкой лежала река внушительных размеров. Иду прежним курсом, беру еще один высотный барьер и, радости нет предела! Вот она эта долина! Поселка там тоже нет и ВПП невзрачная, также сотворенная мной для этого перелета.


Искать долго не пришлось, она расположена между двух приток с западной стороны. Да, нужно будет поработать с этим аэродромом, хоть ангар поставить для лучшей узнаваемости. Посадка, разворот, полная остановка. Сцена грустная - никого нет, никто не встречает, безумно устал (по правде). Бросаю машину прямо на полосе... Время - 10:40 по местному, пройден еще один часовой пояс, значит прибавляем часок. В итоге перелет занял 4 часа 35 минут. Топлива в баках осталось 25%, волнения о нехватке оказались напрасны. Теперь отдых и изучения следующего маршрута по карте.

    День третий 3.2.2005.Сеймчан-Якутск


Изучение маршрута Сеймчан-Якутск. На первый взгляд все очень просто, но все с точностью да наоборот.
Все по порядку.
Заправка по полной, впереди петь, лежащий на 2/3 из высоки горных хребтов. Вылет в 9:00 по местному времени, сразу идет набор высоты до 2000 метров, ищу что то, за что можно привязаться глазом, увы, кроме небольшой низины, которая врезается в горы, ничего не нахожу. Сравниваю общую картину местности с картой, машина стала на 273 по компасу, полное недоумение, но симовскую карту с местонахождением не открываю, компас компасом, а глазам нужно верить ;).
Иду дальше, в надежде на то, что скоро должна показаться самая высокая вершина - гора Mus-Haja. Лечу, лечу, а ее все нет, вокруг сплошные сопки и мелкие речушки. Высота чуть больше двух тысяч и с каждой новой вершиной ее пришлось увеличивать. Вот левее в дали показалось легкое возвышение, думаю, что это та самая гора, хотя представлял я ее как ярко выраженную из всей этой массы, нет, просто невысокий горбик, немного выше от других. Вот уже пришлось преодолеть 3000-й барьер и сразу же за западными вершинами гор открывается долгожданная долина, вся изрезанная большими реками Айдан и Амга и их притоками. Подхожу поближе и сам себе поражаюсь, вышел как раз чуть левее слияния этих рек, безумно счастлив, иду на отлично!

Высота-3000 - самые высокие горы, которые были на маршруте, самое страшное уже позади, впереди долина с множеством притоков  Лены.

 


Пролетела мысль - все самое страшное позади. Не тут то было... Сильно сбивает с толку однообразие зимнего пейзажа и множество поворотов и разветвлений больших рек. Не рыскаю, иду по прежнему курсу, думаю, уж если 2/3 участка прошел нормально, то метаться не стоит.
На конец то, в дали показалась Лена. Подлетаю практически впритык, но Якутска не наблюдаю ;(. Решил свернуть направо по течению, после нескольких минут и изучения карты понимаю, что это уже совсем далеко, разворот на 180 и против течения по правому берегу. Пройдя примерно
тоже расстояние увидел аэропорт. Какая досада... После анализа полета видно, что шел прямо на него.

Долгожданная ЛЕНА - тут без комментариев, долго я ее ждал.

 

Время прибытия по местному 10:05, да, чудеса природы ;). Получается, что Солнце бежит не намного быстрее Кобры. В итоге имеем всего один
час пять минут полета, за тем прибавляем еще пару часов (два часовых пояса) и получаем время перелета 3 часа пять минут.
Топлива осталось меньше, нежели после предыдущего отрезка, хотя этот короче на 250км. короче. Высотные полеты любят горючку...

Якутск - глиссада



    Якутск - Киренск


Позднее утро, скорее ранний обед 11:05 по местному, 4.2.2005г.
Настроение бодрое, ведь впереди весь маршрут лежит почти по реке ЛЕНЕ.
Маршрут изучаю наспех, с мыслью о том, что проще, чем лететь вдоль реки уже ничего нет. Взлет из Якутска и, не глядя уже на компас, иду прямиком по Лене, срезая ее зигзаги, сильно не меняя курс. Раз уж так все просто, то решаю сосредоточиться на экономии топлива, скорость 160м/ч. и легкий набор высоты. По карте этот район выглядит как низкая долина, на самом деле пришлось забираться аж до 1000 метров. Описывать особо нечего, лежит большущая река между высоких берегов,вдоль которого уже просматриваются признаки цивилизации, по северной стороне проложена железная дорога и встречаются деревеньки. Все ориентиры хорошо видны, это слияние рек и их неповторимые изгибы.

Предпоследний ориентир - это притока Лены - Руя.

С названием могу и ошибаться, но так написано на карте. Место весьма приметное и очень похоже отображено в симе. После это точки нужно держать ухо востро, уже больших  приток не будет, Лена становится еще уже, но довольно  сильно отличается от других речушек. 300км. по Лене и  после зигзага влево-вправо появляется остров на слиянии  Лены и Киренги. Подворот направо и на высокой платформе лежит ВПП.

 


Охватывает чувство гордости за то, что и у нас есть не менее красивая водная дорога, выполняющая те же задачи, что и Юкон на Аляске. Уже видно гористый правый берег Лены (от нас он лежит слева, идем против течения), река плавно поворачивает вправо, что бы заскочить в город Ленск и вернуться обратно. Иду по прежнему курсу, отклонятся не стал, экономлю топливо. Вот и снова подлетаю к Лене, она стала заметно уже. Теперь нужно быть особенно внимательным, где то скоро должны показаться две, большие притоки, на развилках которых, нужно брать правее. Вот и они, первая, через время вторая. Правый поворот и радости моей нет предела! Знакомый остров! Справа от него Киренск и аэродром, опять же сделанный мной наспех.

Сам остров возле Киренска, вдали видно обе реки, правее  Лена, левее Киренга.

 


Этому сценарию я уделил больше внимания, нежели другим, поставил вышку и домик, еще там есть два резервуара под топливо и заправочный
модуль. Поставил также Ан-2, картина на много веселее, чем не двух предыдущих. Посадка, на мой взгляд самая красивая из всех, ранее совершенных на этой машине, потом заправка и стоянка рядышком с Ан-2...
Любуюсь со стороны и с мыслями о сороковых-пятидесятых годах и о нашем времени... Делаю скриншот.

Стоянка в Киренске. Вот оно, история и современность. Красота..., и много положительных эмоций...

 


Время по месту - 14:15, где то прозевал (наверное) перелет через очередной часовой пояс, думаю, что перелет занял все же четыре часа десять минут. Да, подвела самоуверенность и полная невнимательность, а при плохой погоде это приведет к полному краху. Топлива осталось 30%, рассчитывал на лучший результат, но прохождение на высоте не ниже 1000 метров сделало свое дело. Предпоследний участок пройден. Подготовка к последнему займет намного больше времени, там все реки текут в поперек, а это весьма сложно в плане ориентира. Но ничего, буду пробовать.

   Последний этап - Киренск-Красноярск.


Судя по карте - полная непонятка, в том смысле, что после взлета не за что уцепиться глазом, нет пары выраженных точек, на которые можно опереться при выборе курса по компасу... Пришлось идти ва-банк. 

11:20, 5.2.2005г.
Запуск двигателя, прогрев, рулежка на старт, маленькая пауза для своеобразного прощания с этим аэродромом. Полный газ и поехали.
Сразу после взлета иду к Лене, там есть небольшой прямой участок километра два-три, вот относительно него и ложусь на курс, оставив между нашими осями градусов 10-12, магнитный курс получился 270*. Ну что ж, раз такое дело, то буду сочетать полезное с приятным, думаю испытать Кобру на предельный потолок, а с высоты и видно дальше, все же раньше можно исправить ошибку. По мере набирания высоты немного добавляю газ, вертикальную скорость держу чуть менее одного метра в секунду. Пока идут дела, любуюсь пейзажем и машу рукой отвернувшей налево, уже совсем узенькой, Лене, уходящей своими истоками в Байкальский хребет. Его, кстати, тоже видно, довольно хорошо.
С погодой мне опять везет, легкая дымка вдали, так что видно все не на один десяток километров. Солнце стоит в зените, относительно высоко оторвавшись от горизонта.

Илим впадает в Ангару, хороший ориентир, которых здесь так мало.

 


Набор высоты идет своим чередом, уже перевалило за 5000, запас по газу еще есть, значит мотору есть еще чем дышать. В дали показалась река, скорее широкое водохранилище, смотрю по карте, это Илим впадает в Ангару, картина становится все яснее, судя по ней видно, что ушел немного влево, даю пару градусов вправо и продолжаю набор высоты. Уже дошло до 7781 и машина отказалась лететь выше, отчаянные попытки привели к достижению отметки 8138, мотор уже задыхается от нехватки кислорода. Глушу его и пытаюсь как можно дальше спланировать, удерживая скорость в пределах 120-130 миль в час. Опускаюсь до 1000 метров, запуск и продолжаю полет дальше. Изредка поглядываю на компас, а он все уходит и уходит в сторону 270, 263, 257, 249. Да, компас в этих широтах и правда вещь не сильно надежная, ведь магнитный полюс Земли совсем не там где истинный, он смещен в сторону Канады почти на полторы тысячи километров. Пройдя примерно 2/3 этого участка натыкаюсь на каике то два озера,
которые лежат вытянувшись прямо по курсу, сразу смотрю в карту, вот так номер, ушел правее километров на 20-30, подворачиваю левее. Теперь нужно высматривать петлю Енисея, уходящую на восток. Слева уже хорошо видны Саяны, прямо по курсу видно остатки Енисейского кряжа, значит пока все нормально.
Вот за горами и изгиб реки, подворачиваю влево и иду прямо по реке на юго-запад, наблюдая ее замысловатые виражи . Вот и островки пошли, а тут уже и Красноярск. Вроде бы все, долетел, но а где же аэродром??? К сожалению в этих краях мне бывать не приходилось. Добавляю газ и дохожу до 2000 метров, делаю круг над городом в надежде заметить что либо, тщетно...
Осмотрев пейзаж прихожу к выводу, что на восточном берегу его быть не должно, там гористая местность, а вот на западном побережье вполне реально его увидеть. Подымаюсь вверх по реке километров 25-30, уже видно как Мана втекает в Енисей, разворот направо и уход от берега на 10-15 километров, иду параллельно берегу.
А вот и искомый объект. Красноярск! Нашел! Посадка. Этот раз вообще все гладко, уже успел срастись с машиной и она беспрекословно выполняла все мои команды, но и я, в свою очередь, не требовал от нее невозможного, одним словом - сдружились ;). А в аэропорту полностью кипит жизнь, кто то взлетает, кто то рулит...

Полметра до земли. Кобра уже приручена и стала совсем  домашней.

 

Стоянка в а/п Красноярск. рядом подрулили ребята и  предлагают обменяться машинами, я ни в какую ;))), и доплату  нормальную давали и клялись Сталину ничего не рассказывать...

 


Здесь уже становится веселее, до дома осталось всего 3500 километров.

Вот на этом пожалуй и закончим, виртуальное задание РОДИНЫ выполнено, конечный пункт маршрута Аляска-Сибирь достигнут. Стало немного
грустно, жаль, все закончилось. Хотя можно попробовать тоже самое, но в более жестких метеоусловиях, но это немного позже.

P.S.
Скажу откровенно, и сам не знаю, чего я хотел от этого перелета... Наверное, в первую очередь проверить себя, свои знания навигации, просто посмотреть на мир, попробовать пережить хоть малую долю того, что испытывали пилоты, перегонявшие эти машины во времена ВОВ. Еще и того, что бы убедиться в том, что виртуальные штурманские навыки не на много хуже реальных. Сейчас все просто, поставил частоты, стрелочка показала и порядок, а вот такой длинный перелет с компасом, часами и картой...

НАЗАД

 
Hosted by uCoz