Первый полет

Ресурсы:  
 
Новости  
О проекте  
Файлы моделей  
Файлы сценариев  
Репортажи  
Документация  
Исторические факты 
 
Наши проекты 
 
Гостевая  
  Полезные ссылки  
 
Авторы:  
Белов Александр    
Гончаров Игорь    
 
____________________

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

2.3.9. Командир воздушного судна руководит всей деятельностью

 экипажа …Распоряжения командира воздушного судна должны

 беспрекословно выполняться всеми лицами, находящимися

 на борту.

                                                                                                                   (НПП ГА-85)

1

 

Юный казах 12 лет от роду, Кайрат Симбаев мирно пас небольшое стадо коров местного бая. В отличие от хозяина, его отец был беден и тоже батрачил. Но Коля (так звали мальчишку на русский лад) в душе хранил мечту стать летчиком и однажды улететь из поселка на зависть всем местным пацанам. Но он знал, что для этого нужно много и хорошо учиться, однако все чаще и чаще приходилось вместо школы помогать отцу пасти скот.

Кайрат каждый день смотрел на небо, на пролетающие высоко реактивные самолеты, оставляющие за собой длинные белые следы. Иногда на площадку рядом с поселком прилетали разноцветные кукурузники, привозящие почту, кинопередвижку или вахту пьяных бурильщиков. Ему однажды даже повезло зайти в кабину самолета, и с этого момента Кайрат понял, что кроме авиации он своего будущего не видит.

Вот и сейчас низко у горизонта в направлении на север неспешно пролетал желтый Ан-2. Его плавный рокот Кайрат знал наизусть. Но вдруг в привычные звуки мотора стали вкрадываться незнакомые ноты. Он понял, в чем дело! В это время навстречу ему из-за горизонта появился второй кукурузник. Кайрат испугался. А вдруг пилоты не видят друг друга? Пилоты же не могут услышать встречный самолет. Внутри мальчишки все похолодело.

Еще минута, и самолеты могут столкнуться. Нет, похоже, пилоты издалека увидели друг друга. Они как по команде стали выписывать большой круг, при этом второй самолет стал догонять желтого кукурузника. А дальше произошло непонятное. Раздался дикий рев от обоих моторов, такой же мощный и надсадный, как на взлете. Первый самолет вошел в сильный крен и стал направляться прямо на растерявшегося казачонка. За ним с ревом последовал чуть сзади и в стороне второй самолет.

Кайрат остолбенел. Лишь только коровы правильно оценили ситуацию и бросились врассыпную во все стороны безграничной казахской степи.

 

 

 

2

 

Все произошло спонтанно. Начальник штаба собрал всех четырех жильцов нашей комнаты и объявил, что необходимо срочно собраться в теплом обмундировании на перроне напротив аэровокзала. Как хорошо, что я прихватил курсантскую шинель, пока дождешься от этих ОМТС-ников зимней одежды, весна настанет. Кстати, а почему так рано снег выпадает здесь? Вроде бы в субботу со слоном Васей собирались по грибы, а уже снег! («Слон» - специалист АТБ). По дороге Начштаба что-то вещал об особо важном задании по перегонке техники на Авиаремзавод. Мы проходим через вокзал, накопитель. Оба на! Откуда такой раритет? И не странно, что пора давно на ремонт, а лучше – на аллюминий. Постой – постой! Я же из всех

четверых единственный со свидетельством! Да и нет допуска

на двадцать четвертый у меня! «А кто командиром полетит?» -спрашиваю. А Начштаба отвечает: - «Из нашего отряда Вы наименее ценный специалист, садитесь на

левое кресло и вперед!». От такой наглости я что-то пробурчал в ответ, и сам проснулся от своего голоса.

В открытое окно доносилось громкое щебетание птиц, на горизонте заметно порозовело. Был тот час, когда комары уже закончили свою кровавую ночную вахту, а мухи, не имея допусков к ночным полетам, ждали восхода солнца. С местными комарами я быстро нашел общий язык в виде лосьона «Тайга», которым обильно себя поливал перед сном. Но лишь крепкий сон спасал от нудного писка десятков кровососов. От мух же спасенья не было. А закрывать окна в разгар лета сравнимо с мучениями подводников из фильма «Командир счастливой Щуки».

Значит снова сон. Все рассказывали, что перед первым полетом трудно уснуть. Как и перед первым самостоятельным. Но чтобы так явственно издеваться во сне над неокрепшей психикой молодого пилота! Ладно, все равно больше не усну, начну собираться.

 

3

Задача на сегодня была поставлена еще в понедельник. Нужно прибыть в столицу Северо-Казахстанской области на подручном транспорте, получить Ан-2 производства ПНР с небольшим остаточным ресурсом и перегнать домой на базу. Для усиления экипажа придавался специалист АТБ. На него возлагается ответственность за техническое состояние и прием воздушного судна 4-го класса с соответствующей документацией и формулярами. Дело обычное для отряда. Бедная Аннушка за свою жизнь порой сменит несколько аэропортов приписки, а капремонты и грубые мужские руки пилотов и техсостава так затаскают птичку, что порой к ее старости невозможно смотреть на эту покорительницу местных воздушных линий без слез. Похоже, и мне придется на такой старушке начать свою летную карьеру.

Вот с такими невеселыми мыслями, а может быть из-за бессонной ночи, я грустно поплелся к штабу. Ну нет праздника на душе! А может быть плохое предчувствие от будущего полета? Это вряд ли. В таком случае у меня включаются другие чувства.

С Доски Почета на меня уставились местные передовики с безучастными лицами и Вождь, контролирующий регулярность прибытия маршрутного автобуса.

На крыльце меня уже поджидали КВС с техником. Командир объявил задачу. Лету нам часа 3, пару часов на проверку машины. Заход в пятницу будет в 21-40. Итого получаем примерно в 14-30 по Москве встречаемся в АДП пункта назначения. Здесь не светиться, мы в краткосрочной командировке. Техник на все это только улыбнулся. Или это заранее обговоренная приколка, или… Я был готов ко всему от такого сверх серьезного наставника. Посмотрим, кто из нас хладнокровней. Я ответил: « Понял, буду без опоздания!», и не спеша, повернул к вокзалу. Но меня никто не окликнул, скажу более. Техник поспешил в АТБ, а командир отправился на пристань. Через два часа я летел на последнем ряду Ан-24 домой и мило общался со стюардессой, только что напоившей немногочисленных пассажиров минеральной и Буратино. У меня было более 2-х суток свободного времени, чтобы осмыслить создавшееся положение.

Процесс договоренности на полет занял минуты три. Я спросил у пилота лет тридцати с дубами на фуре: «До Омска подбросите?». «ОЛТУГА?», спросил он. Я кивнул. Но он как отрезал :«А мы из Сасовского!». Затем, выдержав паузу, довольно улыбнулся: «Не дрейфь, иди на борт. Командиру скажи, что я разрешил!». Теперь понятно, почему у него было лычек на 10-ю категорию! Инструктор или проверяющий. Спустя час с небольшим, наш нудножужжащий турбопропер третьего класса совершил качественную посадку на поле родного Центрального аэродрома.

 

  

4

 

Утром в пятницу, передо мной остро встал вопрос о переезде на аэродром соседнего города, являющийся начальным пунктом исторического перелета. Западно-Сибирская железнодорожная магистраль служила неплохим резервным вариантом, да и расстояние в 270 км не пугало. Но еще в среду я удачно столкнулся в Авиагородке с бывшим одноклассником своей Алма-Атинской сестры. Он поступал годом ранее, чем я, и не смог набрать баллов на пилота. Поэтому довольствовался специальностью прибориста. Но по окончанию училища в УТО получил специальность бортмеханика Ми-8 и пригнал с экипажем на местный ремзавод восьмерку. А именно в пятницу (какое везенье!) они будут гнать ранее отремонтированный винтокрыл к себе. И первым пунктом дозаправки у них стоит именно Боярка. Наверное, вся авиация стоит на везенье и совпадениях! Так я впервые оказался на борту вертолета. Небольшое висение на Ми-1 в семилетнем возрасте я не беру в расчет. Добродушный командир (повезло же Шмакову!) почти весь полет перечислял мне преимущества вертолета перед большой авиацией. Но толи

полет на эшелоне 2400 на небольшое расстояние занял слишком мало времени, толи я такой упертый, я не согласился с доводами вертолетчиков и решил все же оставаться пилотом самолета. Пока. И пусть даже такого неказистого, как Ан-2. Иногда командир вдруг становился слишком серьезным и делился впечатлениями со вторым. Благо, мне достался свободный комплект гарнитуры СПУ и я чувствовал себя за перегородкой кабины полноправным членом экипажа. «На пенсию у них вышел Васильевич! Так классно лопасти выставлял! А сейчас на этом, только прислушайся – все свистит и трясет. А что часов через двести будет? Так я точно к пенсии стакан до рта не донесу не расплескав!».

Находясь рядом с дверью, мне открывался отличный обзор на приборы, вниз на землю и на всех членов экипажа. Особенно поразил отличный обзор при заходе на посадку. Это тебе не на Ан-2! Хотя, плохому танцору что на выравнивании мешает? Правильно! Не обзор!

Садились на грунт, рядом с вертолетными стоянками.

Времени у меня было часа три до встречи с уважаемым командиром, поэтому я дождался вылета после дозаправки вертолетчиков, помахал им вслед и пошел в аэровокзал знакомится с казахской кухней.

 

5

 

В указанное время «Ч» я был около окошка АДП, где и встретил командира. Он даже не удивился, увидев меня. Значит, это было не шуткой, и я не влезая в дополнительные расспросы двумя днями ранее, сумел правильно себя зарекомендовать в этом мини коллективе. Опять я пришел последним! Оказывается, техник уже на самолете. Командир отправил меня готовиться к полету. Дело привычное в теории. Штурманская, метео, БАИ. Отметился в стартовом медпункте. Апофеозом стал визит командира в АДП. Следуя по перрону, КВС спросил о маршруте прибытия и остался доволен моим сообщением. О своем маршруте он меня оповестить не посчитал нужным. Наш самолет стоял между себе подобными и, как мне показалось, совсем не грустил о скором переезде на чужбину. Командир осведомился у техника, сидящего на ступеньке люка, об общем состоянии здоровья подопытного. Тот заявил, что не хуже, чем наши аэропланы. «А чего же тогда они его отдают? Не понятно!». «Да так, какой-то сложный многоуровневый обмен между Управлениями»- отрапортовал техник. Удовлетворенный КВС предложил перекурить и в путь. Это было шуткой, так как оба пилота были некурящими, а техник курить уже не мог по причине долгого ожидания вылета.

Так без тренировки и вывозных полетов мне предстояло после полугодового перерыва выполнить первый полет на предприятии. Командир привычно вел связь, запустил двигатель, не спеша вырулил через перрон и РД на полосу. Из-за сильного восточного ветра пришлось взлетать с бетонки. И вот мы уже в воздухе. «Бери управление!» услышал я фразу командира.

 Несмотря на волнение и дрожь в коленях, привычно подобрал обороты, левый крен, и как в мультфильме «А мы пойдем на север!». Командир по СПУ скомандовал: «Связь веди сам!» и моя летная деятельность началась!

 

6

 

Полет длился уже минут 15, как я заметил справа однотипного, о чем и сказал командиру. Он возмутился «А почему МДП нас не проинформировал? Бардак!»  и запросил диспетчера. Похоже, связь уже отсутствовала по причине низкой высоты полета. Зато раздался радостный казахский акцент из подлетающего Ан-2.

-         Кузя? Откуда, бродяга?

-         Самолет у вас сперли, к себе угоняем! Ты слева?

-         Пока нет, твой родственник совсем нашего брата, национального кадра прижал. Пока второго пилота русского не дадут, буду сам вторым.

И тут только я понял причину непотопляемости моего КВС. Очень отчетливо вспомнилась фотография из журнала «Гражданская Авиация». На всю страницу мужественный торс в летной форме с двумя звездами Героя Соцтруда. И все стало на свои места. Одно лишь но! С таким славным командиром я не вверх по карьерной лестницей метнусь, а стану следующим изгоем в отряде. По привычке я начал искать место для вынужденной посадки. Но мою неуверенность наставник оценил как замешательство. «Взял управление!»- сказал он и стал плавно выписывать дугу. Затем спросил  у бывшего однокашника по училищу:

-         Кого везешь?

-         Пустой салон, только три МЖ (местные жители).

-         Проверим технику пилотирования? Командир твой не будет против?

-         А он в салоне с акыном беседует.

Мой командир огляделся.

-         Вижу скопление живой силы и техники противника! Прикрой, атакую!

-         Понял, командир, выполняю!

И оба Антона на взлетном вошли в пикирование на невесть откуда оказавшееся рядом стадо крупнорогатого скота.

 

7

 

…Что произошло в следующее мгновение, Кайрат не помнил. Он очнулся спустя несколько минут. Самолетов уже не было видно, лишь далеко разбежавшиеся коровы напоминали о случившемся. И мокрые штаны. Зато юноша хорошо знал, что никогда на свете он не станет летчиком. Уж лучше будет всю жизнь батрачить на бая.

 

8

 

-         Ну как техника? Не подвела? - спросил заглянувший в кабину техник.

-         Без замечаний! Будет летать! Только двигатель на взлетном неустойчиво работает. Заметил?

-         Это вы его слегка перегрели. Но посмотрим дома.

-         Второй! Ты что приуныл? Скоро дома будем! Выкатишь за первый?

-         С тебя причитается! – встрепенулся техник.

-         Порядок знаю! – парировал я. – Если долетим! Беру управление!

Командир ошалело посмотрел на меня, но спорить не стал. Солнце спешно катилось к закату, когда мы подлетали к городу.

-         Сам зайдешь? – спросил командир?

-         Да!

-         Ты что, испугался что ли?

-         Давай на земле за чашкой водки потолкуем! - ответил я.

-         Как скажешь. – В голосе командира чувствовалось сожаление.

 

Машина послушно заходила на посадку. Вроде бы все правильно делаю. А расчет то командир сделал правильно. На стоянке будем как раз к заходу солнца. Хотя зачем такая точность? Не в увольнение же ходили, чтобы минута в минуту к вечерней проверке вернуться.

Касание. Вот какая ерунда! Ни разу так плавно сесть не получалось в училище! Это что, уже профессионализм? Не будем расслабляться!

Диспетчер дал команду рулить к ангару и поздравил с первым полетом. А я и не узнал голос соседа! Правильно, первый раз его слышу через радиостанцию.

Вот мы и у цели! Никто не встречает, странно? Ах да, у нас же на борту ИТС. Нужно было высадить у стоянки и по его командам зарулить. Но, похоже, это уже не интересует командира. Он быстро останавливает двигатель, щелкает АЗС-ами, словно рядом нет второго пилота.

-         Готов получить замечания – говорю я ему.

-         Замечаний не будет!

-         Тогда за стол! Есть повод! – говорю я так, чтобы слышал и техник.

-         Спасибо! Но мне срочно домой. Как-нибудь в другой раз – отвечает он.

Командир пошел в АДП, чтобы занести документы. Я подождал его у входа в штаб, и мы медленно пошли в гостиницу.

-         Знаешь – сказал он мне задумчиво – из тебя получится хороший пилот, ты только не задерживайся здесь долго. Как появится возможность, сразу же вали. Про сегодняшнее можешь доложить, мне это уже не повредит, но и тебе в актив вряд ли запишется. Я ведь сегодня последний раз летел. В понедельник уже приказ будет в отряде.

-         Как в последний?

-         Все думают, что я в Алма-Ате в отпуске был, а я в Академию на командный поступал.

-         Так туда же вроде бы только не менее чем комэсков берут?

-         Выходит, что не только.

Мы уже подходили к входу в гостиницу.

-         Ну, давай, до понедельника! – попрощался он.

-         А как же стол?

-         Думаю, и без меня тебя есть кому поздравить, да и не люблю я это дело. Пока! Скоро последний пароход отходит, а мне еще шмотки собирать!

И он поспешил на пристань. А я остался на этом берегу.

9

 

 

Высоко над городом пролетал, оставляя длинный инверсионный след, Боинг-747. Его след невозможно спутать с другими самолетами. В приподнятой над фюзеляжем стерильной кабине сидели два пилота с бортинженером в накрахмаленных рубашках. Они пили принесенный стройной стюардессой кофе, и им неведомо было, какие трагические события происходили десятью километрами ниже них.

 

(окончание следует)

Виктор Лактюшин

 назад

 
Hosted by uCoz