Начальный период
организации воздушных сообщений
Во всех местах Земли, где большие расстояния и тяжелые местные условия
затрудняют использование обычных наземных средств сообщения, рано или
поздно люди обращались к идее использования авиации. Вместо долгих
недель путешествия по джунглям или тундре - всего несколько часов
полета! Уже в самом начале 20-х годов, даже эксплуатируя "этажерки"
времен Первой Мировой войны, курьерская авиационная служба могла быть
экономически выгодна.
В СССР первые курьерские авиационные линии связали Москву и Харьков,
Москву и Нижний Новгород. Самолетами доставлялась почта на маршрутах
Ташкент - Алма-Ата, Алма-Ата - Фрунзе.
Представляет интерес сравнить опыт первых советских воздушных линий и
опыт организации воздушных сообщений иностранными авиакомпаниями.
Примером организации воздушной линии "с нуля" может служить "Линия
короля Альберта", действовавшая в африканской колонии Бельгии
(Бельгийское Конго) в 1920 - 1922 годах.
История бельгийской колонии в Конго читается как увлекательный
авантюрный роман. В ней оставили след и известнейший журналист Генри
Стенли, прославившийся своими поисками пропавшей экспедиции английского
исследователя доктора Ливингстона и географическими и этнографическими
исследованиями в Африке (вспомним знаменитое: "Я полагаю, Вы - доктор
Ливингстон?" - спросил один джентльмен другого где-то в экваториальных
джунглях).
Генри Стенли
Оставил в ней свой след и бельгийский король-авантюрист Леопольд II,
нанявший Стенли, чтобы тот добыл ему Конго как личную колонию Леопольда,
ведь Конго - это каучук, дикие леса, нетронутые богатейшие недра.
Леопольд II, король Бельгии.
О том, что происходило в экваториальной Африке, тогда писали Артур
Конан-Дойль, Джозеф Конрад, Марк Твен. В результате всего, "независимое
частное государство" Конго было аннексировано Бельгийским правительством
в обмен на цивильный лист и уплату долгов короля-авантюриста.
Практически вся территория колонии лежит в бассейне Конго - одной из
крупнейших рек мира. Тысячи километров джунглей отделяют порты в устье
реки от ее верховий. Морские суда не могут подниматься высоко по реке,
путь им преграждают водопады Ливингстона. Железной дорогой, в обход
водопадов Ливингстона, грузы доставлялись в Леопольдвилль, в речной порт
Бассейна Стенли - широкого разлива Конго перед водопадами. В порту
Леопольдвилля (современное название - Киншаса) товары перегружают на
небольшие речные пароходы и везут вверх по течению Конго.
В порту Леопольдвилля.
Чтобы достичь Стенливилля в верховьях Конго, в зависимости от сезона и
уровня воды в реке, требовалось до трех недель.
Идея использования реки для взлета и посадки самолетов лежала на
поверхности. В 1919 году правительство Бельгии организовало
исследовательский комитет для развития воздушных сообщений в Конго.
Целью работ было организация воздушной линии для перевозки почты и
пассажиров между Леопольдвиллем и Стенливиллем, проведение
аэрофотосъемочных и картографических работ в бассейне реки Конго. По
результатам работы комитета, контракт на воздушные перевозки получила
национальная авиакомпания SNETA.
Для воздушной линии правительство выделило летающие лодки Леви-ле-Пен с
комплектами запасных частей для обслуживания и ремонта.
Гидросамолет Леви-ле-Пен
HB-2
Летающие лодки Леви-ле-Пен HB-2 разрабатывались в ходе Первой Мировой
войны. Это был двухместный морской бомбардировщик и патрульный самолет
деревянной конструкции. Гидросамолеты этого типа, имея на борту до 400
килограмм коммерческой нагрузки лететь 4 часа со скоростью 145 км/час.
Военные передали авиакомпании разборные ангары Бессоно для организации
обслуживания и хранения гидросамолетов в узловых пунктах линии. Летчики
и механики были набраны из личного состава морской авиации. Министерство
колоний разрешило выполнять ремонт самолетов в военных мастерских порта
Леопольдвилля.
В сентябре 1919 года начались первые работы на месте. Местные власти
помогли получить участки на берегу реки для установки ангаров и
причалов. Туземные солдаты инженерных частей колониальных войск строили
дома, причалы, склады горючего и мастерские часто используя подручные
материалы - дерево, траву, дерн. Большие трудности представлял
неспокойный характер реки, уровень которой в сезон дождей поднимался
местами более чем на 6 метров. Если причалы строились из местных
материалов, то деревянные детали ангаров пришлось везти из Европы.
Положение дополнительно затруднялось вороватым местным населением -
частенько пропадали металлические крепежные детали и тросы. Хотя
деревянные фермы ангаров оказались достаточно прочными, чтобы выдержать
даже торнадо, их матерчатая обшивка быстро разрушалась под жаркими
лучами Солнца. В некоторых случаях ее заменили досками, под которыми был
сделан навес из травы, надежно предохранявший от жары самолеты.
Топливо приходилось хранить в глубоких крытых травяными навесами ямах.
Из-за жары и "других местных причин" горючее могло быть сохранено только
в герметически запаянных канистрах. Даже из плотно закрытых, но не
запаянных бидонов терялось до половины их объема.
Расстояние между Леопольдвиллем и Стенливиллем, примерно 1725 км, было
поделено на три примерно равных участка.
Участок 1. (начальный пункт - Леопольдвилль)
Леопольдвилль - Бололео 314 км
Бололео - Н'Гомбе 256 км
Участок 2. (начальный пункт - Н'Гомбе)
Н'Гомбе - Кокуилхатвилль (совр. Мбандака) 120 км
Кокуилхатвилль - Мобека 307 км
Мобека - Лисала 214 км
Участок 3. (начальный пункт Лисала)
Лисала - Басоко 302 км
Басоко - Стенливилль 211 км
Предполагалось, что перевозки на каждом участке будут выполняться
независимо, самолеты должны были обслуживаться мастерскими,
расположенными в оконечных пунктах этапов, и только для крупного ремонта
предполагалось прибегать к помощи мастерских в Леопольдвилле. Это
позволило бы пилотам лучше изучить "свой" участок линии. Пилоты всегда
летали на одном и том же самолете, в начале работы линии в экипаж всегда
включался механик.
За единственным исключением Н'Гомбе, все узловые пункты были достаточно
крупными городами. Н'Гомбе был выбран узловым пунктом вместо
Кокуилхатвилля, так как он находится у места впадения в Конго реки
Убанги, широкой полноводной реки, протекающей по территории Французского
Конго.
Первый технический рейс был завершен 2 февраля 1920 года, когда впервые
самолет достиг Стенливилля. 22 февраля два самолета выполнили рейс до
Н'Гомбе и обратно. Коммерческие регулярные полеты начались на первом
участке в июле 1920 года, на втором - в декабре 1920 года, третий этап
вступил в эксплуатацию в июне 1921 года. Линия находилась под патронажем
королевской семьи, поэтому она получила официальное наименование "Линия
короля Альберта - Ligne Arienne Roi Albert - L.A.R.A.).
Лентающая лодка
Леви-ле-Пен на реке Конго.
Трудности не прекратились с началом регулярных полетов. Деревянная
конструкция была плохо приспособлена к жаркому и влажному климату
экваториальной Африки. Деревянные лодки набирали воду, что увеличивало
вес самолета и снижало полезную нагрузку более чем на 100 килограмм.
Размокшая фанерная обшивка отступала от набора корпуса, расслаивалась и
требовала частого ремонта. Лишний вес корпуса приводил к нарушению
центровки самолета, что делало опасным планирование с заглушенным или
остановленным мотором. От возникающих перекосов и напряжений нарушался
профиль несущих поверхностей, что снижало скорость полета со 145 км/ч до
110 км/ч и коммерческую нагрузку до 200 килограмм.
Моторы водяного охлаждения фирмы Рено работали хорошо, но в условиях
жаркого климата постоянно перегревались. Температура охлаждающей воды не
опускалась ниже 80 градусов. Из-за высокой установки, даже для простого
ремонта приходилось снимать мотор с самолета. Самостоятельный запуск
мотора экипажем был сопряжен с очень большими трудностями.
Гидролиния эксплуатировалась два года. Общий налет гидросамолетов
превысил 500 часов, самолеты преодолели более 125000 километров. Было
перевезено 95 пассажиров и 2000 килограммов почты. Экономический
результат был весьма значительным, но невозможность поддержания
самолетов в летном состоянии привела к прекращению полетов.
Развитие авиации в Конго прекратилось до 12 февраля 1925 года, когда
первый сухопутный самолет (им стал Хендли-Пейдж W8F бортовой О-ВАНО
"Принцесса Мари-Жозе") вылетел из Бельгии в Конго. Впереди были 8124
километра и 51 день пути.