-
Владимир Васильевич, этот номер "Воздушного
транспорта" посвящается Дню Победы. И
естественным моим желанием было
встретиться с ветераном Великой
Отечественной войны, который и сейчас
работает в гражданской авиации. Не знаю
как в гражданской авиации, а в
Федеральной авиационной службе России
вы единственный такой человек.
Расскажите, пожалуйста, как вы попали на
фронт. Какое тогда было настроение,
какое было стремление?
-
Практически я училище окончил в 1941 году.
Меня хотели оставить инструктором. Но
поскольку у меня три брата были на
фронте, все - командиры Красной Армии,
окончили академию еще до войны, то и я на
фронт. И всеми правдами и неправдами
рвался на фронт. В училище был создан 46-й
штурмовой полк, который и убыл в начале
1942 года на фронт.
Предварительно
мы прибыли в Ейск. Немцы тогда уже
подходили к Ростову. А Ейское училище
еще в начале 1941 года было переведено в
Моздок.
-
И прилетели вы воевать туда, где должны
были учиться...
-
Там было очень много училищных
аэродромов. Как я уже сказал, наш 46-й
штурмовой авиационный полк состоял из
выпускников. А все командиры, начиная от
командиров звеньев и выше, - инструкторы
и очень опытные летчики морской авиации.
-
Но еще не воевавшие?
-
Но еще не воевавшие.
-
На каких самолетах вы прилетели?
-
Такого самолета вы сейчас не найдете -
это УТ-1Б. Одноместный спортивный
самолет, на котором показывали чудеса
акробатики в воздухе.
И
вот его переделали под боевой. Под
плоскости подвесили четыре реактивных
снаряда, и два пулемета стояли прямо на
плоскостях сверху.
-
А предназначался до этого?
-
Прежде на нем летали очень
подготовленные инструкторы, показывали
акробатику в воздухе. А нас на нем
тренировали для штурмовок, в том числе
ночных. Со всех флотов собрали 40 штук.
-
Ну и какое впечатление у вас было от
этого самолета?
-
Из двадцати пяти рядовых летчиков нас
через несколько месяцев всего осталось
четыре человека. Остальных либо сбили,
либо прожекторами загоняли в штопор, кое-кто
разбился при посадке.
Очень
тяжелый был самолет по технике
пилотирования. И скорость у него
максимальная была всего 200 км/ч.
Маленькая скорость. Вот в этот мой
кабинет УТ-1Б можно было поставить. Такой
маленький. Это был самый маленький
самолет за всю историю отечественной
авиации вообще.
-
А куда и с какими задачами вы вылетали?
-
На передний край, по сухопутным целям, по
катерам. У немцев были быстроходно-десантные
баржи - по ним. Но по ним - реактивные
снаряды. И прикрывали бомбардировщиков.
Вот идут они на ночное бомбометание, а мы
уже нацелены на прожектора, чтобы те их
не схватили. Били мы по прожекторам и по
зениткам. А на передний край наши
подсвечивали, чтобы по своим мы не
ударили. Когда мы были в воздухе, наши на
передовой могли спокойно отдыхать,
потому что немцы предпочитали во время
авианалетов не стрелять и себя особо не
обнаруживать.
-
И сколько у вас было вылетов?
-
145 на штурмовки с января 1942 года. Бывало
иногда по пять вылетов в день. Скажем,
когда Новороссийск немцы начали брать.
-
Ясно, что все эти 145 штурмовок у вас
прошли удачно по конечному результату.
Но, может быть, были какие-то особые,
которые вам запомнились?
-
Это было на железной дороге от Крымска
до Краснодара. Один раз летим, смотрю,
состав идет. Я подлетел поближе и попал
реактивными снарядами в паровоз.
Единственный раз, когда я сам видел - что
поразил. Правда, прожектора гасли сразу,
когда в них попадали.
-И
вас ни разу не подбивали?
-
Бог миловал. Вот в прожекторах в штопор
сваливался раза четыре, наверное.
Прожекторов штуки 4-5 -и ты их не видишь и
вообще ничего не видишь, в том числе свой
единственный прибор "пионер",
который показывает крен. Ты держишься,
держишься, но в слепую-то не можешь
лететь до бесконечности. Ну и в штопор.
-
А какие были рекомендации по борьбе с
прожекторами?
-
Выходить на луну, когда она есть. Луну
всегда видно, при любых прожекторах. А
вот в темную ночь уже сложнее. Многое
зависит от регулировки самого самолета.
У меня был механик Виктор Козлов,
ленинградец. Он так хорошо
отрегулировал самолет, что можно было
управление бросить, и он сам выходил из
штопора. Управление бросаешь, он сам, как
пробка, выскакивал. Немцы же, как только
ты в штопор попал, они теряют самолет
сразу. Поэтому еще одна рекомендация
была уходить от прожекторов резким
креном.
-
Среди ваших командиров потери были
большие?
-
Ну командиры были очень опытные, причем
это были командиры с тяжелых
гидросамолетов МБ-2. Командир полка,
командир эскадрильи - все были гидристы.
И все командиры почти что остались живы.
Потом все они на Север ушли, на Ил-2, там
наш командир Георгий Павлов получил
звание Героя Советского Союза. Но и
потери там были. У нас же только один
заместитель командира эскадрильи погиб.
-
Вы сказали, что полк пощипали крепко,
практически техники не осталось.
Награды давали в то время?
-
Да, у меня было два ордена Красного
Знамени. По тем временам при отступлении
это вообще редкий случай. В конце 1942 года
меня и еще трех рядовых летчиков
перевели в 32-й полк. А 46-й полк - командиры
со знаменем полка - на Север. 32-й полк
впоследствии стал гвардейским. Сначала
мы летали на ЛАГГах, на Яках, потом на "аэрокобрах".
-
Специально переучиваться не пришлось?
-
Да нет, на войне быстро переучивались. В
1943-м полк получил "аэрокобры". Это
был хороший истребитель. Семь огневых
точек: пушка 37 мм через редуктор
стреляла, два крупнокалиберных пулемета
и четыре пулемета в крыльях. Конечно, для
истребителя самолет был тяжеловат. Но
для морских летчиков хорош был тем, что
мотор стоял сзади, то есть вероятность
его поражения меньше. И живучесть у
движка была высокая. Мне однажды стрелок
с "немца" попал в мотор. Вся
охлаждающая жидкость вышла, но я еще
прошел 100 км над морем, и мотор после
этого даже не менял. Очень живучий
самолет был. Покрышкин, кстати говоря, на
нем воевал.
Кроме
всего прочего, он мог ходить с
подвесными баками. И мы могли прикрывать
ДБ-З, которые ходили через все Черное
море из района Гудауты. В середине
Черного моря мы с ними встречались и
вели их до целей. В воздухе могли
держаться до 4 часов.
-
Над морем летать удовольствия мало во
время войны...
-
Вы знаете, дело привычки. Нас иногда
привлекали для сухопутных операций. И мы
чувствовали себя не в своей тарелке.
Почему? Потому что у моря цвет один, если
волны нет. И все хорошо видно - где какой
самолет. А на суше где-то поля убрали, где-то
не убрали, где-то земля черная, где-то
желтая... Крутишься без привычки... Рядом
с нами армейский полк базировался. Они
тоже решили ходить в море, но у них не
совсем получалось. У нас был порядок,
если мотор забарахлит - сразу
возвращаемся, в море не сядешь. На суше
внимания на это можно не обращать, а
здесь нет. И вот сухопутные летчики
очень напряженно себя над морем
чувствовали: вдруг что с мотором. Причем
порядок был такой: наши корабли не
подбирали летчиков, даже если видели,
что свой упал в воду.
-Почему?
-
Только катера могли подбирать. Ясно
почему. Идет эсминец, допустим. Для того
чтобы летчика подобрать, ему нужно
застопорить ход, спустить шлюпку...
Значит, он стоит, подлодка его - хоп.На
ходу он еще маневрировать может, а тут
подставляется, как в тире.
-
В морских боях приходилось участвовать?
-
Конечно, мы прикрывали флот. Скажем,
когда десант в Феодосию высаживался.
Мощный был десант. Мы три эсминца
потеряли. У нас к тому времени подвесных
баков не осталось - побросали их в
воздушных боях. И нам не хватало топлива,
чтобы долго над своими кораблями
находиться. Приходишь в Феодосию, десять
минут над ними - и уходи. Иначе сам
упадешь. На полуострове к началу морской
операции по высадке десанта немецких
бомбардировщиков практически не было. А
к концу уже сидели сотни. Их со всех
фронтов стянули, вот они эсминцы и
потопили.
-
А дальше путь ваш как пролегал?
-
Дальше Одесса, потом Румыния, потом
Болгария. Потом немножко Австрия.
Работали по Дунаю. Торпедные катера
прикрывали, когда они еще из Одессы туда
прорывались. Так войну и закончили.
-
Когда война закончилась, вам сколько
было?
-
Двадцать три года.
-
И сколько у вас наград было в то время?
-
Три ордена Красного Знамени, три
Отечественной войны, два Красной Звезды,
орден Александра Невского. Ну а медали
мы, летчики, не считали. У меня десять
сбитых самолетов и 350 вылетов в общей
сложности. Ни разу не ранили, но иногда
побитый приходил прилично. Очень мощная
защита была у этого самолета. Впереди и
сзади толстое стекло. Над Керчью немец
снарядом угодил мне в заднее стекло, и
последние два сантиметра не сумел
одолеть.
-
Какой бой для вас оказался самым сложным?
-
Один раз, в 1943 году, меня четверка "фоккеров-190"
била. Под Тарханкутом, это западная
часть Крыма. У ведомого мотор забарахлил,
и он вернулся. А летели мы на разведку до
Севастополя. Вот я один пошел. И когда
возвращался, меня схватила четверка
немецких истребителей. Начали мою
технику пилотирования "проверять".
Топлива хватало, и они еще могли бы от
меня отстать, потому что им эта возня
надоела. Но мне очень удачно один на
прицел сел. Я его сбил. Тут остальные
трое озверели. Пришлось выкручиваться.
Но когда сам за себя дерешься - это
полегче, а вот когда на прикрывающих
нападают... Когда немцы сбивали
прикрываемые нами бомбардировщики, на
душе черте что творилось.
-
Наверное, летчики думали: ну вы, ребята, и
дали!
-
Они все хорошо понимали. В принципе,
конечно, у нас численности всегда
недоставало. Нужно, допустим, какую-то
группу двумя полками прикрывать, а у нас
только один.
-
То есть на один бомбардировщик обычно
сколько приходилось вас?
-
Полсамолета. На два самолета один. Или на
три даже - в зависимости от обстановки.
Единственный
раз, когда прикрывающих было с избытком,
- накануне Ялтинской конференции в
феврале 1945 года. Нас отозвали с фронта.
Со своим прикрытием только Рузвельт
прилетел. А Черчилля мы прикрывали от
турецких берегов до Саков. У них было
много самолетов обеспечения. Целая
армада двигалась через Черное море. И мы
их прикрывали потом уже над самой Ялтой.
Напряжение было сильное.
-
После войны как ваша жизнь складывалась?
-
После войны... Я прошел все звания от
сержанта до полковника. И все ступени
командные от рядового летчика до
командира полка. И самой большой
наградой было для меня, что я остался жив.
У нас с братьями была такая
договоренность, что если хоть один брат
погибнет - в память о нем носить усы. В
конце сорок пятого года, когда я
прилетел в Москву в отпуск, мне не
сказали, что все мои братья погибли. Один
- в сорок первом году. Был большой
начальник, сгорел в танке. Второй был
летчиком, сбили на Курской дуге. А третий
-11 мая сорок пятого года под Прагой,
командиром ударной бригады был. Вот так.
И вот с декабря сорок пятого года я ношу
усы в память о братьях.
-
А закончили вы службу командиром полка?
-
Командиром полка во время хрущевского
сокращения Вооруженных Сил.
-Ну
и как было уходить по сокращению?
-
Я уходил очень сложно. Практически весь
полк "резали": истребителей,
бомбардировщиков - всех. Я дал
телеграмму министру обороны о
несогласии. Меня на военный совет: мы вам
предлагаем идти служить в
бомбардировочную авиацию на Ту-16. А я
вообще очень уважал летчиков тяжелых
кораблей, но не любил эти типы самолетов.
Маленькие - да. Я говорю: "Нет, я
служить больше не хочу". Мне
ультиматум: или партбилет на стол, или то,
что вам предлагают. Подумайте, завтра
придете. Это в Севастополе. Я из Керчи
прилетел в Севастополь. Выхожу и думаю:
что же делать? И тут вижу: идет генерал
Наумов, Герой Советского Союза. Во время
войны он был заместителем командующего
ВВС ЧФ. Я ему рассказал. Он спрашивает:
"А ты что хочешь? " - "Хочу уходить,
поеду в Москву разбираться". А он: "Знаешь
что, у Васильева есть должность (Васильев
тогда был начальником Главной инспекции
Главного управления гражданского
воздушного флота, тоже морской летчик,
был у меня в училище командиром
эскадрильи, после войны - моим
командиром дивизии в Евпатории). Пойдешь
к нему? " - "С удовольствием". - "Все,
лети в Керчь и жди приказа". Я улетел в
Керчь. Это было 26 июля 1960 года, а 10
августа я уже сидел в Главной инспекции.
И с тех пор я в гражданской авиации.
Беседу
вел Сергей БЫСТРОВ