Где
это я? Потолок белый, значит, в роте. Ну да,
приперся бы я в таком виде прямо под
отчисление! Я же не Гастелло! Так,
восстановим ориентировку, попробуем
повернуться. Оба на! Кровати обычные, не
двухъярусные!
Значит
так. Сейчас все
вспомним. Что было последнее? Постой,
училище закончил! Еще раз УРА! Вот оттуда-то
и голова тяжелая. Все правильно, был
выпускной, дипломы, ужин в офицерской
столовке. Там- то и понеслось.
Из
под стола подливали в компот. Уже
напиток был почти прозрачный, когда
Пиночет (командир роты) меня заловил. Что
он там мямлил? Еще не поздно отчислить?
Хорошо начальник ОСО Мамедов
заступился. Нормальный мужик. Жаль,
что подполковника ему не видать…
А что потом было? Пошли провожать
наших в аэропорт, и по дороге все
добавляли.
И
Пиночет расслабился с нами. Сильно. Не
помню точно, кто предложил, но решили ему
подарок на память сделать от нашего
выпуска. Кто-то фуражку по кругу пустил.
Набралось что-то около полусотни.
Удостоверение из костюма едва
теплящегося офицерского тела и, -
в кассу. Как раз шла допродажа
билетов на какой-то рейс. Потом потащили
его на регистрацию, оформили, но
милиционер на посадке не пропускал в
самолет. Видите ли, пьяный пассажир.
Тогда взводный наш вмешался. Какую
сказку он там поведал?
«Наш майор не просто пассажир! Он еще
на «Максиме Горьком» стрелком служил,
можно сказать стоял у истоков ВВС!» (Наверно,
спутал с «Ильей Муромцем»).
И
вообще, у него жена умерла, летит на
похороны, только что из Афгана с
пересадкой. Видите, как переживает! А
Пиночет даже бровью не смог подтвердить.
Такой здоровый, а от пары
стаканов совсем отключился. И этот
нас 3 года тиранил!? Ну, запихали его в Як-40
через задний проход! Нет, значит,
недалеко отправили тело. На 154-м мог бы
дальше долететь. Наверно,
денег не хватило на особо щедрый
подарок, а может быть,
рейса подходящего не было. Будет
помнить наш выпуск! А может зря мы его
так?
А
что потом было? Пошли пешком в местный
аэропорт меня провожать. Как сейчас
помню, в расписании был Ан-24, а оказался
Ан-2. Ерунда конечно, но вместо одного
часа прогулки болтались часа 3. И весь
полет какой-то местный житель все
пытался в меня еще влить стаканчик. А я
от его морды лица кокарду к окну
отворачивал. Уснуть старался. Умные в
таких случаях считают до тысячи, бараны
считают баранов, а я рассчитывал посадку
на площадку, подобранную с воздуха.
Только чем ближе к аэропорту назначения,
тем труднее был расчет - все меньше
площадок - одни болота и озера.
Помню,
смеркалось. По прилету ребята из
экипажа меня довели и устроили в
гостиницу.
А, может быть, и дотащили. Стыдно
то как! Наверное, уже все знают об орле-выпускнике.
Кстати, а как птица полетит после
стакана? Стоп! Хватит о выпивке, а то
неровен час, меню выдам. Итак,
ориентировка восстановлена, рота подъем!
*
* *
Погода
хорошая, наверное, градусов 20 уже есть. А
время? Пол десятого. А какое здесь время?
Нужно спросить. Вроде бы на час разница.
А что с этим
часом делать? Прибавлять или вычитать?
Разберемся. Слушай, ни одной живой души!
А что с багажом? Чемодан с собой не брал,
только самое необходимое на первое
время и документы в дипломате. Привез
или скоммуниздили? Вот он, родненький. С
прибытием! Погоди, еще полетаем по
стране! И УТО впереди, и, наверняка,
ШВЛП. Правда, при поступлении нас зам
по учебной - Лебедев (погибнет в
авиакатастрофе в Омске. 1984 год, Ту-154)
предупредил, что нам не светит ничего
кроме Ан-2. В крайнем случае, Л-410 или Ан-28.
Но мы молодые, прорвемся. Да и хрен с этой
дырой, годик полетаю и подамся в Актюбу
или Кировоград. Зря, что ли красный
диплом прихватил в память об училище?
Четыре
года, а там вторым на Яшку или Антона. А,
может быть, снова красный,
и в Ульяновск - на
134-го. Стоп! Конец мечтаниям, еще нужно на
Ан-2 вторым устроится.
Итак, мыться, бриться,
и в отряд!
* * *
Это
сколько здесь поработало народу?
Столько стеклотары я видел только в
приемном пункте. Чувствуется, отряд
ходит в передовиках. Как там в песне? «Парня
встретила славная, фронтовая семья.
Всюду были товарищи, всюду были друзья!»
А вот и дежурная.
Сейчас
потолкуем и разведаем диспозицию.
* * *
После
непродолжительной беседы с дежурной
гостиницы было установлено, что отряд в
передовиках не ходит. В гостинице, где я
ночевал, помещается также общежитие, где
мне предстоит жить. Вчера меня принес
экипаж, благо оба холостые и живут здесь
же.
Я
пытался расплатиться за проживание и
показывал паспорт. Все было у меня
отобрано и находится в сейфе.
Оказывается, я еще пытался выкатить, но,
к счастью, сельпо был закрыт. На попытку
добраться в город, мне было заявлено, что
тот находится на другом берегу, а
последний корабль уже ушел.
Мост только в проекте. Помня в любом
состоянии, что купание в этом любом
состоянии может досрочно завершить мою
летную карьеру, я успокоился в постели
до утра. Как стыдно! Обещаю исправиться
досрочно и искупить вчерашний проступок
и все последующие ударным трудом!..
Еще
я узнал, что летают много. Сан норму
вылетывают уже к авансу, Дни Авиации по 5-ым
и 20-ым. Порочная практика двух вторых
пилотов на одного командира,
отсутствует. Поэтому сидеть и рисовать
стенгазеты вместо полетов не придется.
Получают на Ан-2 немного, рублей 220 для
начала. Зато на Ми-8 гребут ковшом, потому
что лопатой не справиться. Несущий винт
считает рубли, хвостовой отсчитывает
копейки. Перспектив на жилье никаких,
все с годами переучиваются и уезжают.
Текучка процентов под 100. Есть несколько
местных, но они и ходят в начальниках.
Местных девчонок портить нельзя, пацаны
живо разнесут всех летунов вместе с
аэропортовым хозяйством. Все
удовольствие - рыбалка, да пиво на
пристани в городе. Там все летуны и
пасутся в выходные. В город ходит
корабль, зимой по льду на автобусе. А
пока лед не встанет или весной в ледоход
- на восьмерке бесплатно.
Отягощенный
знаниями, я подался в сторону штаба. Меня
интересовал лишь один вопрос. Если
столько информации поведала дежурная по
гостинице, то, что же тогда я могу
услышать в ОАО?
* * *
Итак,
левая коробочка вокруг гостиницы.
Что в этом крыле, медсанчасть?
Отлично!
Интересно,
ВЛЭК здесь проходят, или нужно лететь в
управу?
Как
пахнет !!! Столовая! Я так дууумаю (ну прям
Валико!), меня в план сегодня не
поставили, вначале позавтракаю, заодно и
пообедаю.
Из
посещения столовки я вынес три вещи.
Первое - даже здесь существует
разделение на летающих и нелетающих
специалистов. Но я наглеть не стал, СТОЛ
ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ пока не для меня. Второе -
молоденькая официантка уже 3 месяца
ходит в официальных невестах у ЭРТОС-овца,
выпускника нашего училища этого года. А
здесь это свято и неприкосновенно! И
третье - такой вкусной сметаны я не ел
никогда, даже у себя в деревне!
*
* *
Какой
хороший день! Погода, природа! Да и
аэродром неплох, чист и уютен.
Зимой,
наверно, придется выть вместе с местными
волками от скуки.
Так,
что там за транспарантом? Понятно!
И
метеооборудование крутое.
Не
то, что в училище - по
сачку летали.
А
вот, похоже, штаб. Значит мне сюда.
*
* *
Как
и предполагалось, ничего нового от замка
я не узнал. Командир в отлете, отдел
кадров здесь же. В бухгалтерии подъемные,
в гостинице койка. Дипломантов с красной
кожей не любят, летуны потенциальные (а
можно подумать, я машинист башенного
крана). Он даже не успокоился, когда я
пообещал как минимум год отработать.
Продолжаем
выполнять заявленный
маршрут в бравом темпе (господи, какая
глушь, никакого понятия о бюрократии).
Секретарша- бухгалтерша- кассирша. Форму
дадут через пару недель, нужно будет за
ней лететь в областной центр. Там в
отряде нас оденут. Но у меня уже пришиты
золотые погоны с полуторами лычками и
заменен на фуре черный хлястик на
золотой. Свидетельство в кармане, хоть
сейчас в полет!
* * *
Перебравшись
из одной комнаты в другую, я превратился
из командировочного в местного жителя. В
комнате пока никого
нет. Как сказали, жить буду в комнате с
диспетчером, авиатехником и ЭРТОС-овцем
– тем самым потенциальным женатиком.
(Получается,
почти один буду проживать в комнате.
Диспетчер на смене или на рыбалке,
авиатехник то на точке, то в Узбекистане
хлопок посыпает. Только зимой здесь,
если опять не подженится. ЭРТОС-овец
технику обслуживает. От первого привода
до последнего больше шести километров,
еще на нем локаторы, РСБН и радиостанции.
Короче,
если доползет до общаги - его уставшего
не видно и не слышно. А если еще есть силы,
то плетется к крале своей в столовку. А
там закат у реки и соловьи. Занимаем
койку, тумбочку, дипломат в шкаф и бегом
на перрон. Как сообщили в штабе, через
полчаса прилетает мой новый командир.
Почему новый? Первый!
*
* *
Пока
я в курилке сидел, о моем будущем КВС
свежую историю рассказали. Ну не везет
ему и все! Нет, не на полетах. Там все
нормально. Проблемы с дисциплиной.
Работают они, значит, на точке, опыляют
совхозы с утра, а вечером местным девкам
рассказывают о нелегких летных буднях
на больших околозвуковых лайнерах.
Вроде бы как сюда на лето их отправили на
Ан-2 опылять сельское хозяйство в
качестве шефской помощи. И вот однажды
зашли в село пионеры-следопыты. На
автобус опоздали, а в город край нужно к
полудню. Ну и умолять наших шеф пилотов
подбросить до окраины. Пилоты наши в
отказ, но тут пионервожатая
нарисовалась как с обложки Плэйбоя (это
журнал такой есть про жизнь женщин под
гнетом буржуазии). Интересно их гнет,
судя по картинкам. Вот тут наши летуны
сдались и подбросили шалопаев на
Антошке вместе с их боевой теткой. А на
прощание прыщавый очкарик всех сфотал.
Уже давно забылся этот перелет. Но
случилась катастрофа. Однажды нашему
заму управления по летной его внучек
показал заметку, напечатанную в местной
детской газетенке. Вот, дедушка,
гордимся все твоими соколами!
Оказывается, Дохлятик был внештатным
корреспондентом местной Мурзилки и
описал все подробности того
судьбоносного перелета. Причем
настолько подробно, что можно было
комиссию по расследованию не назначать.
И фото прилагается. В центре
расположилась порновожатая, по бокам
зажатая нашими загорелыми пилотами. А
вокруг них расположились пионеры с
радостными лицами. И что же в итоге
взбесило бывшего военлета, попавшего
под Хрущевскую демобилизацию? Нет, не
левый полет (его самого наши катали за
клюквой прошлой осенью на восьмерке).
Конечно же, грубое нарушение формы
одежды! КВС на фото предстал в новых
импортных сандалиях. Ниже обрезанных
под шорты джинсов, медным загаром
отливали волосатые ноги. Форменная
рубашка с погонами была урезана по самые
плечи в виде майки тракториста -
передовика. Пуговиц не было, поэтому
внизу майка-рубашка была завязана узлом.
На обнаженной груди виднелась цепь от
ванной, к которой был присобачен череп
из свинца. Правда, головной убор
присутствовал. Он был умело собран из
свежей газеты с портретом
Генерального Секретаря вместо кокарды,
причем с креном 90
градусов. Не намного от модельера-наставника
в изыске обмундирования отстал второй
пилот. Короче, зам лично решил обнять
первопроходцев таежных трасс,
любителей детворы и просто хороших и
отзывчивых людей. За этим и приперся на прошлой неделе лично,
пренебрегши начинающимся отпуском. В
итоге пострадало 3 человека.
КВС вновь вхолостую готовил документы
на повышение в классе, командир ОАО начал готовить себе
достойную замену к надвигавшейся пенсии.
Ему так и было заявлено товарищем из
Управления - на пенсию "день в день".
Третьим досрочно пострадавшим оказался
я, попав вторым пилотом к этому Кэ-Вэ-эСу.
За ним ходила дурная слава
собирателя на себя всех нелетных
происшествий. Еще ни один его второй
пилот не дошел до КВС здесь, в отряде. Как
и не повысился в классе. А что же второй
пилот? Он словно выиграл в лотерею. Ему
до окончания отработки оставался год, а
дома на Украине жена-красавица и местный
авиаотряд с такими же Антошками. Почему
она сюда за мужем по распределению не
поехала? А корову и хозяйство на кого?
Опять же изба с огородом, ребенок, работа
и сосед – зоотехник. В итоге, семья
воссоединилась на радость верным
молодоженам!
А
теперь, стало быть, моя очередь с этим
покорителем заоблачных трасс
совершенствовать свое летное
мастерство!
*
* *
А
вот и мой командир на посадку заходит.
Классно! Первым подойду к самолету для
знакомства. И ему будет приятно, и мне
может быть зачтется!
(продолжение следует…)
автор
Виктор Лактюшин
идея
и материалы
Александр Новик