2.3.9.
Командир воздушного судна руководит
всей деятельностью
экипажа
…Распоряжения командира воздушного
судна должны
беспрекословно
выполняться всеми лицами, находящимися
на
борту.
(НПП ГА-85)
1
Юный
казах 12 лет от
роду, Кайрат Симбаев мирно пас небольшое
стадо коров местного бая. В отличие от
хозяина, его отец был беден и тоже
батрачил. Но Коля (так звали мальчишку на
русский лад) в душе хранил мечту стать
летчиком и однажды улететь из поселка на
зависть всем местным пацанам. Но он знал,
что для этого нужно много и хорошо
учиться, однако все чаще и чаще
приходилось вместо школы помогать отцу
пасти скот.
Кайрат
каждый день смотрел на небо, на
пролетающие высоко реактивные самолеты,
оставляющие за собой длинные белые
следы. Иногда на площадку рядом с
поселком прилетали разноцветные
кукурузники, привозящие почту,
кинопередвижку или вахту пьяных
бурильщиков. Ему однажды даже повезло
зайти в кабину самолета, и с этого
момента Кайрат понял, что кроме авиации
он своего будущего не видит.
Вот
и сейчас низко у горизонта в направлении
на север неспешно пролетал желтый Ан-2.
Его плавный рокот Кайрат знал наизусть.
Но вдруг в привычные звуки мотора стали
вкрадываться незнакомые ноты. Он понял,
в чем дело! В это время навстречу ему из-за
горизонта появился второй кукурузник.
Кайрат испугался. А вдруг пилоты не
видят друг друга? Пилоты же не могут
услышать встречный самолет. Внутри
мальчишки все похолодело.
Еще
минута, и самолеты могут столкнуться.
Нет, похоже, пилоты издалека увидели
друг друга. Они как по команде стали
выписывать большой круг, при этом второй
самолет стал догонять желтого
кукурузника. А дальше произошло
непонятное. Раздался дикий рев от обоих
моторов, такой же мощный и надсадный, как
на взлете. Первый самолет вошел в
сильный крен и стал направляться прямо
на растерявшегося казачонка. За ним с
ревом последовал чуть сзади и в стороне
второй самолет.
Кайрат
остолбенел. Лишь только коровы
правильно оценили ситуацию и бросились
врассыпную во все стороны безграничной
казахской степи.
2
Все
произошло спонтанно. Начальник штаба
собрал всех четырех жильцов нашей
комнаты и объявил, что необходимо срочно
собраться в теплом обмундировании на
перроне напротив аэровокзала. Как
хорошо, что я прихватил курсантскую
шинель, пока дождешься от этих ОМТС-ников
зимней одежды, весна настанет. Кстати, а
почему так рано снег выпадает здесь?
Вроде бы в субботу со слоном Васей
собирались по грибы, а уже снег! («Слон» -
специалист АТБ). По дороге Начштаба что-то
вещал об особо важном задании по
перегонке техники на Авиаремзавод. Мы
проходим через вокзал, накопитель. Оба
на! Откуда такой раритет? И не странно,
что пора давно на ремонт, а лучше – на
аллюминий. Постой – постой! Я же из всех
левое
кресло и вперед!». От такой наглости я
что-то пробурчал в ответ, и сам проснулся
от своего голоса.
В
открытое окно доносилось громкое
щебетание птиц, на горизонте заметно
порозовело. Был тот час, когда комары уже
закончили свою кровавую ночную вахту, а
мухи, не имея допусков к ночным полетам,
ждали восхода солнца. С местными
комарами я быстро нашел общий язык в
виде лосьона «Тайга», которым обильно
себя поливал перед сном. Но лишь крепкий
сон спасал от нудного писка десятков
кровососов. От мух же спасенья не было. А
закрывать окна в разгар лета сравнимо с
мучениями подводников из фильма «Командир
счастливой Щуки».
Значит
снова сон. Все рассказывали, что перед
первым полетом трудно уснуть. Как и
перед первым самостоятельным. Но чтобы
так явственно издеваться во сне над
неокрепшей психикой молодого пилота!
Ладно, все равно больше не усну, начну
собираться.
3
Задача
на сегодня была поставлена еще в
понедельник. Нужно прибыть в столицу
Северо-Казахстанской области на
подручном транспорте, получить Ан-2
производства ПНР с небольшим остаточным
ресурсом и перегнать домой на базу. Для
усиления экипажа придавался специалист
АТБ. На него возлагается
ответственность за техническое
состояние и прием воздушного судна 4-го
класса с соответствующей документацией
и формулярами. Дело обычное для отряда.
Бедная Аннушка за свою жизнь порой
сменит несколько аэропортов приписки, а
капремонты и грубые мужские руки
пилотов и техсостава так затаскают
птичку, что порой к ее старости
невозможно смотреть на эту
покорительницу местных воздушных линий
без слез. Похоже, и мне придется на такой
старушке начать свою летную карьеру.
Вот
с такими невеселыми мыслями, а может
быть из-за бессонной ночи, я грустно
поплелся к штабу. Ну нет праздника на
душе! А может быть плохое предчувствие
от будущего полета? Это вряд ли. В таком
случае у меня включаются другие чувства.
С
Доски Почета на меня уставились местные
передовики с безучастными лицами и
Вождь, контролирующий регулярность
прибытия маршрутного автобуса.
На
крыльце меня уже поджидали КВС с
техником. Командир объявил задачу. Лету
нам часа 3, пару часов на проверку машины.
Заход в пятницу будет в 21-40. Итого
получаем примерно в 14-30 по Москве
встречаемся в АДП пункта назначения.
Здесь не светиться, мы в краткосрочной
командировке. Техник на все это только
улыбнулся. Или это заранее обговоренная
приколка, или… Я был готов ко всему от
такого сверх серьезного наставника.
Посмотрим, кто из нас хладнокровней. Я
ответил: « Понял, буду без опоздания!», и
не спеша, повернул к вокзалу. Но меня
никто не окликнул, скажу более. Техник
поспешил в АТБ, а командир отправился на
пристань. Через два часа я летел на
последнем ряду Ан-24 домой и мило общался
со стюардессой, только что напоившей
немногочисленных пассажиров
минеральной и Буратино. У меня было
более 2-х суток свободного времени, чтобы
осмыслить создавшееся положение.
Процесс
договоренности на полет занял минуты
три. Я спросил у пилота лет тридцати с
дубами на фуре: «До Омска подбросите?». «ОЛТУГА?»,
спросил он. Я кивнул. Но он как отрезал :«А
мы из Сасовского!». Затем, выдержав паузу,
довольно улыбнулся: «Не дрейфь, иди на
борт. Командиру скажи, что я разрешил!».
Теперь понятно, почему у него было лычек
на 10-ю категорию! Инструктор или
проверяющий. Спустя час с небольшим, наш
нудножужжащий турбопропер третьего
класса совершил качественную посадку на
поле родного Центрального аэродрома.
4
Утром
в пятницу, передо мной остро встал
вопрос о переезде на аэродром соседнего
города, являющийся начальным пунктом
исторического перелета. Западно-Сибирская
железнодорожная магистраль служила
неплохим резервным вариантом, да и
расстояние в 270 км не пугало. Но еще в
среду я удачно столкнулся в Авиагородке
с бывшим одноклассником своей Алма-Атинской
сестры. Он поступал годом ранее, чем я, и
не смог набрать баллов на пилота.
Поэтому довольствовался специальностью
прибориста. Но по окончанию училища в
УТО получил специальность бортмеханика
Ми-8 и пригнал с экипажем на местный
ремзавод восьмерку. А именно в пятницу (какое
везенье!) они будут гнать ранее
отремонтированный винтокрыл к себе. И
первым пунктом дозаправки у них стоит
именно Боярка. Наверное, вся авиация
стоит на везенье и совпадениях! Так я
впервые оказался на борту вертолета.
Небольшое висение на Ми-1 в семилетнем
возрасте я не беру в расчет. Добродушный
командир (повезло же Шмакову!) почти весь
полет перечислял мне преимущества
вертолета перед большой авиацией. Но
толи
полет
на эшелоне 2400 на небольшое расстояние
занял слишком мало времени, толи я такой
упертый, я не согласился с доводами
вертолетчиков и решил все же оставаться
пилотом самолета. Пока. И пусть даже
такого неказистого, как Ан-2. Иногда
командир вдруг становился слишком
серьезным и делился впечатлениями со
вторым. Благо, мне достался свободный
комплект гарнитуры СПУ и я чувствовал
себя за перегородкой кабины
полноправным членом экипажа. «На пенсию
у них вышел Васильевич! Так классно
лопасти выставлял! А сейчас на этом,
только прислушайся – все свистит и
трясет. А что часов через двести будет?
Так я точно к пенсии стакан до рта не
донесу не расплескав!».
Находясь
рядом с дверью, мне открывался отличный
обзор на приборы, вниз на землю и на всех
членов экипажа. Особенно поразил
отличный обзор при заходе на посадку.
Это тебе не на Ан-2! Хотя, плохому танцору
что на выравнивании мешает? Правильно!
Не обзор!
Садились
на грунт, рядом с вертолетными стоянками.
Времени
у меня было часа три до встречи с
уважаемым командиром, поэтому я
дождался вылета после дозаправки
вертолетчиков, помахал им вслед и пошел
в аэровокзал знакомится с казахской
кухней.
5
В
указанное время «Ч» я был около окошка
АДП, где и встретил командира. Он даже не
удивился, увидев меня. Значит, это было
не шуткой, и я не влезая в дополнительные
расспросы двумя днями ранее, сумел
правильно себя зарекомендовать в этом
мини коллективе. Опять я пришел
последним! Оказывается, техник уже на
самолете. Командир отправил меня
готовиться к полету. Дело привычное в
теории. Штурманская, метео, БАИ.
Отметился в стартовом медпункте.
Апофеозом стал визит командира в АДП.
Следуя по перрону, КВС спросил о
маршруте прибытия и остался доволен
моим сообщением. О своем маршруте он
меня оповестить не посчитал нужным. Наш
самолет стоял между себе подобными и,
как мне показалось, совсем не грустил о
скором переезде на чужбину. Командир
осведомился у техника, сидящего на
ступеньке люка, об общем состоянии
здоровья подопытного. Тот заявил, что не
хуже, чем наши аэропланы. «А чего же
тогда они его отдают? Не понятно!». «Да
так, какой-то сложный многоуровневый
обмен между Управлениями»- отрапортовал
техник. Удовлетворенный КВС предложил
перекурить и в путь. Это было шуткой, так
как оба пилота были некурящими, а техник
курить уже не мог по причине долгого
ожидания вылета.
Так
без тренировки и вывозных полетов мне
предстояло после полугодового перерыва
выполнить первый полет на предприятии.
Командир привычно вел связь, запустил
двигатель, не спеша вырулил через перрон
и РД на полосу. Из-за сильного восточного
ветра пришлось взлетать с бетонки. И вот
мы уже в воздухе. «Бери управление!»
услышал я фразу командира.
Несмотря
на волнение и дрожь в коленях, привычно
подобрал обороты, левый крен, и как в
мультфильме «А мы пойдем на север!».
Командир по СПУ скомандовал: «Связь веди
сам!» и моя летная деятельность началась!
6
Полет
длился уже минут 15, как я заметил справа
однотипного, о чем и сказал командиру. Он
возмутился «А почему МДП нас не
проинформировал? Бардак!»
и запросил диспетчера. Похоже, связь
уже отсутствовала по причине низкой
высоты полета. Зато раздался радостный
казахский акцент из подлетающего Ан-2.
-
Кузя? Откуда, бродяга?
-
Самолет у вас сперли, к себе угоняем!
Ты слева?
-
Пока нет, твой родственник совсем
нашего брата, национального кадра
прижал. Пока второго пилота русского не
дадут, буду сам вторым.
И
тут только я понял причину
непотопляемости моего КВС. Очень
отчетливо вспомнилась фотография из
журнала «Гражданская Авиация». На всю
страницу мужественный торс в летной
форме с двумя звездами Героя Соцтруда. И
все стало на свои места. Одно лишь но! С
таким славным командиром я не вверх по
карьерной лестницей метнусь, а стану
следующим изгоем в отряде. По привычке я
начал искать место для вынужденной
посадки. Но мою неуверенность наставник
оценил как замешательство. «Взял
управление!»- сказал он и стал плавно
выписывать дугу. Затем спросил
у бывшего однокашника по училищу:
-
Кого везешь?
-
Пустой салон, только три МЖ (местные
жители).
-
Проверим технику пилотирования?
Командир твой не будет против?
-
А он в салоне с акыном беседует.
Мой
командир огляделся.
-
Вижу скопление живой силы и техники
противника! Прикрой, атакую!
-
Понял, командир, выполняю!
И
оба Антона на взлетном вошли в
пикирование на невесть откуда
оказавшееся рядом стадо крупнорогатого
скота.
7
…Что
произошло в следующее мгновение, Кайрат
не помнил. Он очнулся спустя несколько
минут. Самолетов уже не было видно, лишь
далеко разбежавшиеся коровы напоминали
о случившемся. И мокрые штаны. Зато юноша
хорошо знал, что никогда на свете он не
станет летчиком. Уж лучше будет всю
жизнь батрачить на бая.
8
-
Ну как техника? Не подвела? - спросил
заглянувший в кабину техник.
-
Без замечаний! Будет летать! Только
двигатель на взлетном неустойчиво
работает. Заметил?
-
Это вы его слегка перегрели. Но
посмотрим дома.
-
Второй! Ты что приуныл? Скоро дома
будем! Выкатишь за первый?
-
С тебя причитается! – встрепенулся
техник.
-
Порядок знаю! – парировал я. – Если
долетим! Беру управление!
Командир
ошалело посмотрел на меня, но спорить не
стал. Солнце спешно катилось к закату,
когда мы подлетали к городу.
-
Сам зайдешь? – спросил командир?
-
Да!
-
Ты что, испугался что ли?
-
Давай на земле за чашкой водки
потолкуем! - ответил я.
-
Как скажешь. – В голосе командира
чувствовалось сожаление.
Машина
послушно заходила на посадку. Вроде бы
все правильно делаю. А расчет то
командир сделал правильно. На стоянке
будем как раз к заходу солнца. Хотя зачем
такая точность? Не в увольнение же
ходили, чтобы минута в минуту к вечерней
проверке вернуться.
Касание.
Вот какая ерунда! Ни разу так плавно
сесть не получалось в училище! Это что,
уже профессионализм? Не будем
расслабляться!
Диспетчер
дал команду рулить к ангару и поздравил
с первым полетом. А я и не узнал голос
соседа! Правильно, первый раз его слышу
через радиостанцию.
Вот
мы и у цели! Никто не встречает, странно?
Ах да, у нас же на борту ИТС. Нужно было
высадить у стоянки и по его командам
зарулить. Но, похоже, это уже не
интересует командира. Он быстро
останавливает двигатель, щелкает АЗС-ами,
словно рядом нет второго пилота.
-
Готов получить замечания – говорю я
ему.
-
Замечаний не будет!
-
Тогда за стол! Есть повод! – говорю я
так, чтобы слышал и техник.
-
Спасибо! Но мне срочно домой. Как-нибудь
в другой раз – отвечает он.
Командир
пошел в АДП, чтобы занести документы. Я
подождал его у входа в штаб, и мы
медленно пошли в гостиницу.
-
Знаешь – сказал он мне задумчиво –
из тебя получится хороший пилот, ты
только не задерживайся здесь долго. Как
появится возможность, сразу же вали. Про
сегодняшнее можешь доложить, мне это уже
не повредит, но и тебе в актив вряд ли
запишется. Я ведь сегодня последний раз
летел. В понедельник уже приказ будет в
отряде.
-
Как в последний?
-
Все думают, что я в Алма-Ате в отпуске
был, а я в Академию на командный поступал.
-
Так туда же вроде бы только не менее
чем комэсков берут?
-
Выходит, что не только.
Мы
уже подходили к входу в гостиницу.
-
Ну, давай, до понедельника! –
попрощался он.
-
А как же стол?
-
Думаю, и без меня тебя есть кому
поздравить, да и не люблю я это дело. Пока!
Скоро последний пароход отходит, а мне
еще шмотки собирать!
И
он поспешил на пристань. А я остался на
этом берегу.
9
Высоко
над городом пролетал, оставляя длинный
инверсионный след, Боинг-747. Его след
невозможно спутать с другими самолетами.
В приподнятой над фюзеляжем стерильной
кабине сидели два пилота с
бортинженером в накрахмаленных
рубашках. Они пили принесенный стройной
стюардессой кофе, и им неведомо было,
какие трагические события происходили
десятью километрами ниже них.
(окончание
следует)
Виктор
Лактюшин
назад