Сегодня.
...
Утро выдалось чистым и ясно-солнечным.
Сегодня по плану должен состоятся
первый полет по новой, даже нет не новой,
а хорошо забытой трассе. Даже самолет
будет тем же, что первый раз прошел по
ней. Сейчас на дворе 21 век, а ощущения
первопроходца остаются. Нет это не новый
"боинг", и даже не последний из "Ан"-ов.
Старая добрая проверенная не одним
десятком пилотов - "шаврушка". Да и
маршрут как раз для нее Тик-Губа -
Хибиногорск. Только...только тогда было
чуть-чуть по другому.
более
полувека назад.
...поселок
на берегу Имандры - озера в самом сердце
Кольского полуострова - был тих и
спокоен, как всегда. Рыбаки шли к берегу
заниматься привычным делом. Бабы в
соседних домах отчаянно переругивались
и, в конце концов, вдоволь насорившись
словами, отправились на работу. Как
всегда с началом рабочего дня поселок
стихал и только малая детвора, да
кряхтенье стариков оживляли картину
бытия. Они стояли и смотрели на то место,
которому суждено будет стать через
некоторое время первой гидробазой на
Кольском полуострове - что там? Да
практически ничего: пара сараев, потом
здесь будут деревянные ангары,
мастерские, склады, причальный плот и... и
все. А пока пусто. Но тем не менее - это
место ключ - ключ к воздушному
пространству Кольского Севера, Арктики...
Сегодня.
... -Ну
что командир, готов? Вон и
корреспонденты пожаловали посмотреть
на машинку, да на работу твою. Да еще и в
Кировске будут ждать, - говорит мне РП, он
же хранитель восстановленного музея.
-Да
готов, справимся, кто из них летит? -
спрашиваю.
-Вот
видишь, та длинноногая, с распущенными
волосами, видеокамерой и в норковой
шубейке...- он посмотрел на меня - смотри
шкурку в воздухе не попорть...
-Дык
её тогда в целлофан завернуть неплохо бы,
у меня ж "Шаврушка", а не Цессна -
маслом закидаю - г... не оберешся.
-Ничего,
её предупредили - сказала шубку тут
оставит.
- Ну
тогда начнем. - я выглянул в окно. Мои
ребята стояли в готовности - только знак
дай. И я дал знак...
...через
полчаса в домик с "чулком", а
попросту на КП, прибежал один из
гвардейцев с докладом:
-Товарищ
командир, машина к вылету готова.
Установлена перед пирсом, системы
проверены...начинаем?
- Да,
- сказал я - пошли.
Мы
вышли на улицу... Журналисты надвинулись
и тут же в глаза посыпались огни от
вспышек. Нас фотографировали, снимали на
видео для вечерних новостей, задавали
какие-то вопросы. Все, достали.....
-так,
народ! Мы вылетаем через 10 минут. На все
вопросы ответим у самолета. Там все
участники проекта.
И мы
двинулись вперед, а за нами гуськом по
дороге двинулись и те, ради кого это шоу
устраивалось - журналисты.
А
вот и наша "шаврушка". Готова к
запуску. Последние приготовления и
вперед в воздух. Место механика занимает
журналистка - её уж одели в
соответствующее случаю обмундирование,
теплые ватные штаны и телогрейку - весна
однако - а на голове красуется шлем.
- Ну
что, командир, не рассыплется твоя
старушка, - мило и ехидно спрашивает она.
- А
это как себя пассажир вести будет, будет
буянить, так может и не долететь до точки
- отвечаю, забираясь на место.
- Ну
что, механик... К запуску готов.
-
Ключ на старт...
-
Есть ключ на старт....От винта!
Машина,
пару раз чихнув набирает обороты и
успокаивается. Отлично, работаем как
часики.
Оглядываюсь,
на элероны, все в норме. Ну что родимая,
поехали... Плавно добавляю оборотов,
машина, чуть приподняв хвост начинает
катится к воде и , наконец, плавно
скользит вдоль пирса.
Выйдя
на чистую воду, чуть доворачиваю в
сторону открытой воды, бросаю взгляд на
приборы - норма - и отдаю РУД вперед. Чуть
покачиваясь на волне "шаврушка"
начинает разбег, поднимает в воздух
брызги, размазывая их по лобовому стеклу
и по корпусу,. Выходит на редан и, наконец,
отрывается от озера.
Смотрю
на пассажирку - побледнела, но снимает...
профессионал. Ну что пора и на курс.
Правый
поворот на 180 градусов и далее вдоль
Хибин. К Хибиногорску.
Вот
они, Хибины С высоты полета птицы.
Покрыты снегом, ярким на фоне чистого
неба. Внизу остается Тик-Губа, Имандра,
идем на восток. Полет маленький всего 20
минут, но хорошо, что с погодой сегодня
повезло.
А не
то просочиться к озеру среди этих скал
не такая уж и тривиальная задачка. С трех
сторон закрыто скалами. А журналистка
видать уже пообвыклась в самолете, или
поняла, что деваться не куда - снимает. И
правда, места такие, что есть что
поснимать. Хибины, Имандра, город под
нами - Апатиты.
А
вот и наша цель. Садиться будем на озеро,
а заход просто залюбуешься. Впереди
видны Кировск, крутые склоны окружающих
его гор, дорога. Садимся...
Отдаю
ручку от себя и шаврушка начинает
скользить вниз, приближаясь к озерной
глади. Убираем обороты, скорость в норме,
машина ведет себя просто великолепно.
Журналистка, вцепившись одной рукой в
борт, поглядывает на меня, как на врага,
мол, мало того, что на этой.... так еще и в
озере утопить решил. Нет молча, но взгляд
выражает все, что может подумать человек
привыкший заходя в самолет, выпить
минералочки, положить под язык
сосательную конфету и листать модный
журнал под звук работающей турбины...
Но,
по-моему, зря я на нее накатился. Не на
меня она смотри, а на то как мимо нас
начинает отвесной стеной подниматься
одна из хибинских вершин... согласен,
впечатляет. Тут бы костерок, да шашлычек,
да бутылочку вина, ну и эту
журналисточку... за компанию пригласить,
а то как же:-)
Ну
да ладно, мечтатель, пора и садиться.
Добавим обороты, вираж, иииииха!
....и
вот мы уже плавно подходим к пирсу, где
нас ждут очередные журналисты, кофе,
разговоры об истории авиации на Севере,
о людях, проблемах.
Странно,
но летая на севере, ты словно бы
сливаешься с ним, и начинаешь
чувствовать как бьется "сердце
северных гор..."
PS. Сценарий,
карту полетов, можно загрузить ЗДЕСЬ.