В
принципе в такую погоду летать нам
запрещено. Ладно, не запрещено, но
настоятельно не рекомендуется. Ветер
до 10 м\с. Но на небе ни облачка, а если
пробегают какие-то дурные облака, то так
даже не облака, а мазки гуашевой краски
по чистому, почти лазурному, небу...
За
два дня...УТРО.
В
дверь постучали. Я, с трудом открыв глаза,
вроде и не пили вчера, а спать хочется,
как трем динозаврам, только что
пожравшим очередным птеродактилем,
подошел к двери и открыл. Так настойчиво
стучать может только Ольга - секретарша
нашего шефа. Видно ему что-то очень
сильно понадобилось.
-
Привет, заходи...-но договорить я уже не
успел. На меня обрушилось такое
скоротечное щебетание, что мне только
осталось молча выслушать её.
-
Игорь, собирайся, едем, машина у крыльца
МихМихалыч срочно зовет к себе - топчет
ногами, и страшно материться - меня
вытащил и тут же к тебе отправил, так что
давай собирайся и поеха...ли, - последнюю
фразу я поймал уже на излете, поскольку
"неуловимая Олечка" уже бежала вниз
по ступеням лестницы.
"Мдя,
вот и отдохнули," - подумал я. А ведь
этот день должен быть выходным....
Через
час в кабинете начальника клуба.
-
Вот что, Игорь, тут такая ерунда... на ...
читай...(дальше последовал поток того,
что на телевидении обычно глушат
пиканием)
-
Ну и чего, а я причем - делегация
приезжает, чем я могу помочь.
-
Ладно, для тех кто кроме КИ и АРК ничего
не видит поясняю. Это не просто
делегация. Из Москвы тут только двое :
вот этот и вот этот, а остальные из
Швейцарии, что-то там с туризмом связано.
Какой-то ...дак из местных "пропел
песню", что у нас тут виды
замечательные, мол не хуже чем в Канаде,
дык пропел еще на таком уровне, что ....а
не важно.
Короче,
эта "гоп-компания" приезжает, что бы
собственными глазами в этом убедиться.
Про рыбалку они знают, теперь хотят и это
дело под себя. Мне с утра названивают из
администрации. Ну а твое, дорогой дело,
придумать маршрут по которому их можно
прокатить и показать что тут типа к чему.
Да так, что бы кишки из них не вывалились
по дороге.... Все - иди - через час доложишь...Ох,
(пи-пи-пи-пи-пи)!
Еще
через час.
-
Михалыч, можно?
-
А Игорь, заходи, знакомься, - ласково, как
никогда, начал шеф. За столом кроме него
собралось...раз...два.. шесть.. десять
человек. На столе карта, на карте точки.
Ни дать не взять арктическая экспедиция
"Белый медведь и кореша", судя по
курткам, сваленным на стулья у окна и
баулам, блин туристы.
-
Это вот Александр - пилот из Москвы, это
Сергей Петрович - наблюдатель от кометеа
по спорту и туризму... Джон Миллер....(и так
все остальные) - наши дорогие швейцарцы.
Ну а теперь докладывай чего надумал.
"Блин,
я же с ним хотел посоветоваться - метео
на всю неделю дурное...ну да ладно, была
не была. Ан-2 выдержит."
-
Ну тогда посмотрим, коллеги на карту: Мое
предложение такое, Вылетаем из
аэропорта Мурманск и далее курсом 110
выходим на Лопарскую, там
разворачиваемся на Юг и через Тайболу и
Пулозеро выходим на Оленегорск. 40-минут
и мы на месте. Садимся у вояк, думаю
сильно возражать не будут...
-
А может увеличим маршрут, что бы сесть на
Имандре - произнес московский пилот
-
Ан-2 на неподготовленную площадку? С
шансом свалиться в озеро? Это как - шутка.
-
Да нет, а при чем тут Ан-2. Вам, наверное,
не сказали, что мы привезли 2 гидроплана -
сейчас их собирают в ангаре аэропорта, а
к вечеру спустят на Тулому для испытаний...
-
Какие машинки?
-
Ут-1.
-
???
-
Да, Ут-1, самолет тридцать...
-
...знаю, а метео вы смотрели? Михалыч...
-
Спокойно, Игорь, не горячись. Наши
иностранные коллеги хотят увидеть "экстрим"
и, при удачном раскладе организовать
здесь филиал их туристической компании,
а это хорошие деньги...
-
да причем тут деньги - мы же их на этих
машинах с таким ветром просто угробим. А
если волна на Имандре...Метео улучшения
на всю неделю не обещают. Это же ...
-
а иностранцы и не полетят. Летите вы с
Сашей, а мы встречаем вас в ...Тик-Губе,
например. Подумай ведь, реально?
-
Может быть... Саша, на севере летал?
-
Приходилось, Таймыр, Чукотка, Якутия...(На
"белого медведя" низенький москвич
не походил совершенно)
-
Ну раз так... можно рискнуть. Но ветер...
Впрочем...
....за
час.
Саша
встретил меня в штурманской,
склонившись над картой.
-
Опаздываем, коллега...
-
Задерживаемся, машину на подъезде
крутануло, хорошо на дороге никого не
было. Ну что у нас тут.
-
Да вот смотрю, метео такое же... дерьмо.
Поболтает нас сегодня. У меня вчера на
машине камеру ветром оборвало, вернее,
провод контактный с гайкой крепежа
объектив разбил, когда заходил на
посадку, а обнаружил только сегодня, так
что съемки вести тебе.
-
Да уж... Я тут забегал на метео... они
предупредили насчет хибинского створа...
вот здесь, как мы хотели пройти вчера - не
получиться...
-
Почему?
-
Сильный ветер - прижмет - не уйдем.
Однозначно. Так что летим вдоль Хибин и
там будем садиться... приблизительно
здесь
-
Здесь... а что тут за ориентиры?...мост,
железка... угу...нормально. Ну что, у нас
около часа перед вылетом, пойдем к
технарям. А может по кофе?
-
Это можно, сейчас организуем...А, кстати,
у тебя какой размер ботинка - нужно
унтики подобрать.
-
Да не нужно - у меня вот ... - и показал свои
щегольские хромовые сапоги, точно с под
иголочки от сапожника.
-
Не замерзнешь?
-
Привычно...
-
Ну смотри, хозяин-барин.
...час
Х.
-
RAG0102, как слышимость... проверка связи.
-шшшшшAG0101шшшш
пять шшшшшш.
-RAG0102
слышу вас на слабую троечку. Саша,
покрути настроечник...
-RAG0101,
слышимость на пять. Настроечник не
причем - гарнитуру плющит шшшшшшшш
заменить - ничего шшшшшш так.
-02,
может отменим. Настроим и...
-Игорь,
заморозим туршшшшшшшшшш они через час
будут нас ждать. Если что - видимость
отличная - сегодня заблудиться сложно...
-Ок,
02, понял - ЗАПУСК.
Моторы,
прочихавшись, набрали обороты. Винты
обдавали мелкими холодно-колючими
брызгами лицо. Ветер усиливал ощущения и
казалось, что мелкие иглы прошивают кожу.
Играя оборотами, прогреваем движки.
-RAG0102,
я готов к взлету.
-01,
я тоже, с богом.
-К
черту, взлетаю....
М11
натужно заревел и потащил спидометр "утенка"
к заветной цифире отрыва. Брызги еще
сильнее забарабанили по коже, словно не
желая отпускать пилота в небо.
-02,
отрыв, курс 110-115 на Лопарку...
-01.....шшшшш....нял,
взлетаю.....шшшш.... курс 110-115
Брызги
сразу перестали бить по щекам, стало
уютнее. Самолет неспешно набирал высоту
и с небольшим доворотом выходит на
нужный курс.
-02,
поднимаемся на тысячу, курс преждний.
-шшшшшшш,
тысячу шшшшшшшшшш 110-115.
Во
блин, повезло с гарнитурой, ну да ничего
справимся - видимость просто на редкость
по здешним меркам хорошая, как будто
погода этих самых туристов в гости звала
сама.
-Саша,
обрати внимание на ориентиры - эта
цепочка озер просто уникальна, а какие
тут сиги...
-шшшшшшшшшш
издевается, ладно про коньяк я из
приципа смолшшшшшшшш
-Ха,
ха, ха. Не... не сйчас нужно было вести
этих туристов - хотя бы в августе, вот
тогда бы и рыбалочка и грибочки...
-...
ага, мухоморчикишшш.
-Саша,
подходим к Лопарской, впереди видишь...
...можно
покачать крылом - в этим районе погиб
Павел Овчинников, первый пилот, который
летал на Кольской земле.
....
...
-После
прохода Лопарской курс магнитый 160-165,
высоту сохраняем.
-01,
после Лопарской курс 160-165...Маршрут мы
выбрали - ориентиров море.
-Это
точно - под нами Кола-река, семги просто
хоть руками лови, рыбнадзора тоже. Было
бы время можно бы на в Каневку слетать
порыбачить...Но это лучше летом.
- шшшш,
точно издевается....
- это ты
от злости шипишь или гарнитура?
- с трех
раз догадайся.... а болтает хорошо...
-
немного сбавь обороты - будет полегче....скажи
путевую
-
путевая 175, курс 115, высота 1000.
- принял,
а вот ты где вижу, вижу... приготовься к
повороту на Тайболу... Выполняю разворот
на курс 165...
-Принял,
следую за тобой.
-Ну
а дальше, Саша, как по ниточке по дороге,
да вдоль Колы... Ветер в морду, хоть не так
болтает...
теперь
до Олешки можно расслабиться.
-с
таким ветром не расслабишься.....
-ничего
осталось то совсем ничего...
...через
полчаса.
-
02, снижайся, почти приехали, как заходить
будешь?
-
Я захожу от моста, как раз на подходе к
причалу буду... Приступил к снижению.
-
Вижу... только аккуратнее при касании -
ветер сильный самолет легкий...
-
Не учи шшшшшшшшш.
-
Ну понял, снижаюсь за тобой. Вот гляди на
берегу толпа - ждут "собаки".
-
За что ты их так? Снизился до 450,
сбрасываю скорость.
-
Принял... дык, если бы не они в такой ветер
я бы ни за что не полетел...Руки уже болят.
-
Продолжаю снижение, буду заходить к
самому причалу....
-
Ок! Следую за тобой....
-
Сажусь потихоньку, сели....поехали... блин,
ну и вода у вас тут холодная...
-
Спокойно, к берегу аккуратнее подводи,
камушки однако.
-
Абыжаешь... не такие препятствия брали....смотри....
-
0102, сажусь за тобой, занимай место слева,
я в право подрулю
RAG0102
поднимая фонтаны брызг шел к берегу на
высокой скорости.
-
01, понял тебя, ну туристы зацените....ХРХРХРХРХР,
блшшшшшшшшш, мать......
Неожиданно
резкий порыв ветра ударил в крыло машины.
Раздался треск ломающихся стоек.
-
0102, что случилось.....Саня.......
Развернув
самолет к причалу, я дал немного газу и
тут же его сбросил, встречный ветер
легко мог поднять в воздух, а потом
просто приложить к ближайшему булыжнику....и
капец поплавкам, а вот Саша похоже на
этом и попался.
Когда
я подошел к месту стоянки, "утенок RAG0102"
стоял печально наркенившись на левую
сторону, из-под ушедшего в воду крыла
торчали обломки и разбитый нос поплавка.
Летчик сидел на берегу и синими от
холода руками пытался стянуть насквозь
промокшие щегольские хромовые сапоги.
-
С открытием сезона купания в озере
Имандра - попытался пошутить я , но в
ответ получил такой добрый взгляд, что
рука сама потянулась за фляжкой: - на
глотни, да давай в "будку". Эти "туристы",
греть не будут...
Вместо
эпилога.
В
принципе в такую погоду летать нам
запрещено. Ладно, не запрещено, но
настоятельно не рекомендуется. Ветер
до 10 м\с. Но на небе ни облачка, а если
пробегают какие-то дурные облака, то так
даже не облака, а мазки гуашевой краски
по чистому, почти лазурному, небу.
Мы
сидели на скамейке у домика летного
состава в Тик-Губе, который закрывал нас
от ветра.
Иностранцы
уже укатили, как мы поняли - на радостях
от такого шоу, что устроил им Саша,
экстремал, блин, подписывать договор.
Светило
и пригревало солнце, снег с одной
стороны таял под его лучами, а в тени тут
же подмерзал твердой коркой. Хоть и
весна, но мы в Заполярье.
-А
что, коллега, вот сейчас починят моего
"утенка" так не слетать ли нам до...
Каневки. Машину-то испытать нужно...
Мурманск,
март,2004.