ВВЕДЕНИЕ
Аэронавигация
в МСФС начала волновать меня после
первого запуска леталки…вру, после
второго, когда отошел от первого.…Ну, не
суть. Короче, для правильных полетов
нужны знания, правильные знания.
Одной
из самых главных проблем в МСФС –
невозможность реализации многих «жизненных
моментов». Поэтому, лекции немного (а где-то
и много) упрощены.
ОСНОВЫ
ОСНОВ….
Для
начала хотелось бы ввести вас в курс
дела. Вот несколько определений, кстати,
очень важных. В принципе, их можно было
бы и пропустить, да вот услышав пару
анекдотов на тему траектории (см ниже)
решил напечатать.
-
На
построении у тира (армия). Прапор
объясняет солдатам АК-47:
-
Это приклад, это
спусковой крючок, это дуло. Пуля летит по
невидимой траектории. Вопросы.
-
(СОЛДАТ) А что
такое невидимая траектория???
-
Ещё раз объясняю. Это
приклад, это спусковой крючок, это дуло.
Пуля летит по невидимой траектории.
Вопросы.
-
А так что такое
невидимая траектория???
-
Я ещё раз
объясняю. Это приклад, это спусковой
крючок, это дуло. Пуля летит по невидимой
траектории. Вопросы.
-
Товарищ
прапорщик, так
что такое невидимая траектория???
-
Ну,
если комар будет мочиться, то траектория
в 10 раз тоньше!
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ
МЕСТО САМОЛЕТА (ПМС)
– это точка в пространстве, в которой в
данный момент времени находится центр
масс ВС (Воздушного судна – дальше ВС)
МЕСТО
САМОЛЕТА – это
проекция ПМС на земную поверхность.
ЛИНИЯ
ПУТИ – это
проекция траектории полета на земную
поверхность. Различают линию заданного
пути ЛЗП и линию фактического пути ЛФП.
ЛЗП – линия, вдоль которой должен
перемещаться самолет, а ЛФП – линия, по
которой самолет фактически
перемещается или перемещался. Из этого
ясно, что ЛФП должно совпадать с ЛЗП.
МАРШРУТ
ПОЛЕТА – это
одна или несколько ЛЗП, проходящих через
навигационные точки (ориентиры,
радиомаяки).
Маршрут
задается Путевым Углом (ПУ) и
ортодромическим расстоянием между
поворотными пунктами маршрута (ППМ).
ПУТЕВОЙ
УГОЛ (ПУ) – угол,
заключенный между направлением,
выбранным за начало отсчета, и линией
пути.
МЕРИДИАН
(условно) – направление, от которого
отсчитывается ПУ.
ПУ
отсчитывается по часовой стрелке от 0 до
360 градусов.
Различают
ЗПУ и ФПУ (Заданный путевой угол и
фактический путевой угол – как с линией
пути!)
ОРТОДРОМИЯ
– дуга большого
круга, проходящая через 2 – е заданные
точки, лежащие на земной поверхности, и
лежащая в плоскости, проходящей через
центр земного шара. – Крутое
определение? Для простоты – ортодромия
– кратчайшее расстояние между 2-мя
точками. Причем ,это не прямая линия. Это
дуга, или точнее – её часть. К примеру,
все меридианы – ортодромические линии.
Экватор – ортодромическая линия. Если
измеряемое расстояние не больше 800 км, то
ортодромию считают прямой линией для
простоты и измеряют
на карте. Если расстояние больше, то
применяют формулы вычисления на
эллипсоиде или сфере (геометрические
тела такие). Ну, это уже лишнее…Формулы
круты и трехэтажны. Пока, мы не будем их
рассматривать. А может – и вообще не
будем (трудно представить себе симмера,
считающего по таким формулам!)
ИПМ
– Исходный
пункт маршрута
КПМ
– Конечный
пункт маршрута
СЛЕГКА
ПО КРУЧЕ. НАПРАВЛЕНИЯ …
.
В
зависимости от того, где располагается
меридиан, различают :
ПУ
начальный
ПУ
средний
ПУ
конечный
В
авиации используют в основном ПУ
начальный.
В
качестве меридианов, относительно
которых измеряют ПУ, принято несколько:
ИСТИННЫЙ(географический)
– изображен на картах, глобусе.
Направление на географический полюс
земли.
МАГНИТНЫЙ
– направление на магнитный полюс земли.
ОПОРНЫЙ
– любое удобное направление.
ПОЯСНЕНИЯ:
Как
известно, Земля – магнит. Именно это
свойство обуславливает наличие
магнитных меридианов. К сожалению, а
может к счастью – магнитные и
географические полюса не совпадают.
Более того, они совершенно
противоположны!!! На самом деле, сточки
зрения физики, север – юг, а юг – север.
Стрелка поворачивается
за счет магнитных силовых линий. А,
следовательно, север указывает на юг.
Это школьный курс физики, друзья! (Можете
в книге прочитать) Просто получилось так,
что сначала распределили направления, а
потом выяснили – распределили
неправильно. Для простоты, что бы не
перетасовывать привычные представления
о направлениях, приняли все так, как есть
на данный момент. Север – север, юг-юг.
Надо иметь ввиду, что обычный компас
указывает МАГНИТНОЕ направление.
Опорный
меридиан мы рассмотрим попозже, когда
вплотную будем знакомиться с
ортодромией, гироПОЛУкомпасами, и т.д.
В
зависимости от выбранного меридиана,
различают магнитный ПУ (МПУ), истинный ПУ
(ИПУ), ортодромический ПУ (ОПУ – от
опорного меридиана).
Они
в свою очередь разделяются на
фактические и заданные (ЗПУ и ФПУ; ЗМПУ,
ФМПУ; ФИПУ, ЗИПУ; ОФПУ; ОЗПУ). Естественно,
заданный – это необходимый, фактический
– текущий. Следовательно, нужно, чтобы
ЗПУ и ФПУ совпадали!
НЕКОТОРЫЕ
УСЛОВНОСТИ и ПОПРАВКИ:
См
– северное направление магнитного
меридиана.
Си
– северное направление истинного
меридиана
Со
– северное направление опорного
меридиана
В
навигационных картах указывают ЗМПУ
начальное, т.е. отсчитанное от См,
проходящего через ППМ.
DА
– азимутальная поправка – угол,
заключенный между Со и Си.
DМ
– магнитное склонение – угол,
заключенный между Си и См. Возникает из-за
несовпадения географических и
магнитных полюсов. Магнитные склонения
определяют с помощью специальных
приборов.
DМу-
условное магнитное склонение, угол,
заключенный между Со и См.
Все
эти поправки считаются от -180 до +180
градусов, от северного направления
соответствующего меридиана – влево со
знаком минус, вправо – со знаком плюс.
При этом перед числовым значением
поправки ОБЯЗАТЕЛЬНО
ставят знак – или +.
Линии
равных магнитных склонений, нанесенные
на карты, называют ИЗОГОНЫ.
ОСНОВНЫЕ
ФОРМУЛЫ ПЕРЕСЧЕТА УГЛОВ:
DМу=DА+DМ
ИПУ=МПУ+DМ
ИПУ=ОПУ-DА
МПУ=ИПУ-DМ
МПУ=ОПУ-DМу
ОПУ=МПУ+DМу
ОПУ=ИПУ+DА
Единственное,
здесь нет КК – компасного курса – о нем
позже.
ПРАКТИКА
ЗАДАЧА№1
МПУ=180
ИПУ=186
DМ-?
Решим
вместе.
Итак,
МПУ=ИПУ-DМ
Применяя
правила переноса, из математики, имеем:
DМ=ИПУ-МПУ
Подставляя
значения в конечную формулу, получаем DМ=
- 4
ОТВЕТ:
DМ=
- 4.
ЗАДАЧА
№2
ОПУ=67
DМу=
+ 4
DА=
- 5
МПУ-?
ИПУ-?
Сначала,
получим DМ:
DМу.
= DА
+ DМ
соответственно,
DМ
= DМу
- DА
Получаем
DМ=
+9
Затем,
МПУ.
МПУ=ОПУ
- DМу
МПУ=63
ИПУ
можно найти двумя методами.
ИПУ=МПУ+DМ
ИПУ=ОПУ
- DА
Возьмите
наиболее удобный метод.
ИПУ=72
ОТВЕТ:
ИПУ=72
МПУ=63
Для
лучшего запоминания формул пересчета
углов выдумывайте задачи различной
сложности сами. Это не трудно. Ещё можно
периодически повторять их про себя.
Короче, систематические упражнения. Эти
формулы являются одними из самых
основных!
КУРСЫ
КУРС
– это угол в
горизонтальной плоскости, заключенный
между северным направлением меридиана,
который проходит через ВС, принятого за
начало отсчета и проекцией продольной
оси самолета на горизонтальную
плоскость. Тоже крутое определение.
Отсчитывается
по часовой стрелке от 0 до 360 градусов.
В
зависимости от выбранного меридиана,
различают:
ИК
– истинный курс
МК
– магнитный курс
ОК
– ортодромический курс
Курс
можно менять креном ВС. Ну, что такое
крен, думаю объяснять не надо!
;-)
Формулы
пересчета выглядят так же, как у углов.
Только нет фактических и заданных
курсов.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
И
так, в первой лекции мы рассмотрели
основные пространственные определения,
углы, курсы, их пересчет. Решили парочку
задач.
Все
вопросы, возникшие у вас входе изучения
материала (а они у вас появились,
наверняка) направляйте мне на мыло.
В
следующей лекции мы рассмотрим системы
координат и элементы горизонтального
маневрирования!
Приятных
расчетов!
Автор:
Захаров Александр
Мыло:
A.Zaharov@Rambler.ru